Положение о библиотеке (от 31.08.2017 № 351)

1

библиотеке и Правилами пользования школьной библиотекой, утвержденными
директором школы.
1.6. Школа несет ответственность за доступность и качество библиотечноинформационного обслуживания библиотеки.
1.7. Организация обслуживания участников образовательного процесса производится в соответствии с правилами техники безопасности и противопожарными,
санитарно- гигиеническими требованиями.
II. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ
2.1. Основными задачами школьной библиотеки являются:
а)

обеспечение участникам образовательного процесса — обучающимся,

педагогическим работникам, родителям (иным законным представителям) обучающихся (далее — пользователям) — доступа к информации, знаниям, идеям,
культурным

ценностям

посредством

использования

библиотечно-

информационных ресурсов школы на различных носителях: бумажном (книжный
фонд, фонд периодических изданий), коммуникативном (компьютерные сети) и
иных носителях;
б)

воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социали-

зации обучающегося, развитии его творческого потенциала;
в)

формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обуче-

ние поиску, отбору и критической оценке информации;
г)

совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедре-

ния новых информационных технологий и компьютеризации библиотечноинформационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды.
III. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ
3.1. Для реализации основных задач библиотека:
а) формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов школы:
-

комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными,

справочными, педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и нетрадиционных носителях информации;
2

- пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет;
- сверяет фонд с Федеральным списком экстремистских материалов, на
основании Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии
экстремистской деятельности»;
-

осуществляет

профилактические

меры,

направленные

на

предупре-

ждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее
устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской
деятельности;
- не допускает и изымает из фондов библиотеки официальные материалы запрещенных экстремистских организаций;
б) создает информационную продукцию:
- осуществляет аналитико-синтетическую переработку информации;
- организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги (алфавитный, систематический), картотеки (систематическую картотеку статей, тематические картотеки), электронный каталог;
- разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры,
указатели и т.п.);
- обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции;
в)

осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслу-

живание обучающихся:
- организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и
навыков работы с книгой и информацией;
- оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;
г)

осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслу-

живание педагогических работников:
- выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с
обучением, воспитанием и здоровьем детей;
- выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в области пе3

дагогических инноваций и новых технологий;
- содействует профессиональной компетенции, повышению квалификации, проведению аттестации;
- создает банк педагогической информации как основы единой информационной
службы МБОУ г. Керчи РК «Школа №2», осуществляет накопление, систематизацию информации по предметам, разделам и темам;
- организует доступ к банку педагогической информации на любых носителях,
просмотр электронных версий педагогических изданий;
- осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры новых поступлений и публикаций), информирование руководства школы по вопросам
управления образовательным процессом;
- способствует проведению занятий по формированию информационной культуры;
д) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание родителей (иных законных представителей) обучающихся:
- удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в
библиотеку;
- консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с информацией по воспитанию детей;
- консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся.
IV. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕКИ
4.1. Школьная библиотека по своей структуре делится на абонемент, читальный
зал, отдел учебников и отдел методической литературы по предметам.
4.2. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с учебным и воспитательным
планами школы, программами, проектами и планом работы школьной библиотеки.
4.3. В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях информатизации
образования и в пределах средств, выделяемых учредителями, школа обеспечивает библиотеку:
4

- гарантированным

финансированием

комплектования

библиотечно-

информационных ресурсов (в смете учреждения выводится отдельно);
- необходимыми служебными и производственными помещениями в соответствии со структурой библиотеки и нормативами по технике безопасности эксплуатации компьютеров (отсутствие высокой влажности, запыленности помещения,
коррозионно-активных примесей или электропроводящей пыли) и в соответствии
с положениями СанПиН;
- телекоммуникационной и копировально-множительной техникой и необходимыми программными продуктами;
- ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования библиотеки;
- библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями.
4.4. Школа создает условия для сохранности аппаратуры, оборудования и имущества библиотеки.
4.5. Ответственность за систематичность и качество комплектования основного
фонда библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями учебников и учебно-методических изданий, создание необходимых условий для деятельности библиотеки несет директор школы в соответствии
с уставом школы.
4.6. Режим работы школьной библиотеки определяется заведующим библиотекой
(библиотекарем) в соответствии с правилами внутреннего распорядка школы.
V. УПРАВЛЕНИЕ. ШТАТЫ
5.1. Управление школьной библиотекой осуществляется в соответствии с
законодательством Российской Федерации и уставом школы.
5.2. Общее руководство деятельностью школьной библиотеки осуществляет директор школы.
5.3. Руководство школьной библиотекой осуществляет заведующий библиотекой
(библиотекарь), который несет ответственность в пределах своей компетенции
перед обществом и директором школы, обучающимися, их родителями (иными
законными представителями) за организацию и результаты деятельности школьной библиотеки в соответствии с функциональными обязанностями, предусмот5

ренными квалификационными требованиями, трудовым договором и уставом
школы.
5.4. Заведующий библиотекой (библиотекарь) назначается директором школы,
может являться членом педагогического коллектива и входить в состав педагогического совета МБОУ г. Керчи РК «Школа №2».
5.5. Заведующий библиотекой (библиотекарь) разрабатывает и представляет директору школы на утверждение следующие документы:
а)

положение о библиотеке, правила пользования библиотекой;

б)

структуру и штатное расписание библиотеки;

г)

планово-отчетную документацию;

д)

технологическую документацию.

5.6. Порядок комплектования штата школьной библиотеки регламентируется
уставом школы.
5.7. В целях обеспечения дифференцированной работы школьной библиотеки могут вводиться должности: заведующий библиотекой, библиотекарь.
5.8. Трудовые отношения работников школьной библиотеки и школы регулируются трудовым договором, условия которого не должны противоречить законодательству Российской Федерации о труде.
VI. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ БИБЛИОТЕКИ
6.1. Работники школьной библиотеки имеют право:
а)

самостоятельно

выбирать

формы,

средства

и

методы

библиотечно-

информационного обслуживания образовательного и воспитательного процессов
в соответствии с целями и задачами, указанными в уставе школы и положении о
школьной библиотеке;
б) проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и кружки
библиотечно-библиографических знаний и информационной культуры;
в)

рекомендовать источники комплектования информационных ресурсов;

г)

изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструк-

цией по учету библиотечного фонда;
д)

определять в соответствии с правилами пользования школьной библиоте6

кой, утвержденными директором школы, и по согласованию с родительским комитетом или попечительским советом виды и размеры компенсации ущерба,
нанесенного пользователями библиотеки;
е)

иметь ежегодный отпуск в соответствии с локальными нормативными акта-

ми;
ж)

быть представленными к различным формам поощрения;

з) участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в работе библиотечных ассоциаций или союзов.
6.2. Работники библиотеки обязаны:
а)

обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресур-

сами библиотеки;
б)

информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг;

в)

обеспечить научную организацию фондов и каталогов;

г)

формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными пе-

речнями учебных изданий, образовательными программами школы, интересами,
потребностями и запросами всех перечисленных выше категорий пользователей;
д)

совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное

обслуживание пользователей;
е)

обеспечивать сохранность использования носителей информации, их

систематизацию, размещение и хранение;
ж)

обеспечивать режим работы школьной библиотеки;

з)

отчитываться в установленном порядке перед директором школы;

и)

повышать квалификацию.

VII. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ БИБЛИОТЕКИ
7.1. Пользователи библиотеки имеют право:
а)

получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информа-

ционных ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах;
б)

пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;

в)

получать консультационную помощь в поиске и выборе источников инфор-

мации;
7

г)

получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале пе-

чатные издания и другие источники информации;
д)

продлевать срок пользования документами;

е)

получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографиче-

ские справки на основе фонда библиотеки;
ж)

участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой;

з)

обращаться для разрешения конфликтной ситуации к директору школы.

7.2. Пользователи школьной библиотеки обязаны:
а)

соблюдать правила пользования школьной библиотекой;

б)

бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать

страниц, не делать в книгах подчеркивания, пометки), иным документам на различных носителях, оборудованию, инвентарю;
в)

поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе биб-

лиотеки, расположения карточек в каталогах и картотеках;
г)

пользоваться ценными и справочными документами только в помещении

библиотеки;
д)

убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнару-

жении проинформировать об этом работника библиотеки. Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несет последний пользователь;
е)

расписываться в читательском формуляре за каждый полученный документ

(исключение: обучающиеся 14 классов);
ж)

возвращать документы в школьную библиотеку в установленные сроки;

з)

заменять документы школьной библиотеки в случае их утраты или порчи

им равноценными, либо компенсировать ущерб в размере, установленном правилами пользования школьной библиотекой;
и) полностью рассчитаться с школьной библиотекой по истечении срока обучения
или работы в школе.
7.3. Порядок пользования школьной библиотекой:
а)

запись в школьную библиотеку обучающихся производится по списочному

составу класса, педагогических и иных работников школы – в индивидуальном
8

порядке, родителей (иных законных представителей) обучающихся – по паспорту;
б)

перерегистрация пользователей школьной библиотеки производится еже-

годно;
в)

документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является

читательский формуляр;
г)

читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов

из фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку.
7.4. Порядок пользования абонементом:
а)

пользователи имеют право получить на дом из многотомных изданий не бо-

лее двух документов одновременно;
б)

максимальные сроки пользования документами:

- учебники, учебные пособия – учебный год;
- научно-популярная, познавательная, художественная литература – 14 дней;
- периодические издания, издания повышенного спроса – 7 дней;
в)

пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них

отсутствует спрос со стороны других пользователей.
7.5.

Порядок пользования читальным залом:

а)

документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не выда-

ются;
б)

энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в единственном

экземпляре документы выдаются только для работы в читальном зале;
7.6. Порядок работы с компьютером, расположенным в библиотеке:
а)

работа с компьютером участников образовательного процесса производится

по графику, утвержденному директором школы и в присутствии сотрудника библиотеки;
б)

разрешается работа за одним персональным компьютером не более двух че-

ловек одновременно;
в) работа с компьютером производится согласно утвержденным санитарногигиеническим требованиям.
VIII. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ СВЕРОК БИБЛИОТЕЧНОГО ФОНДА И
9

ПОСТУПЛЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ С «ФЕДЕРАЛЬНЫМ СПИСКОМ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»
8.1. С целью обновления информации по списку экстремистских материалов регулярно (1 раз в месяц) проводится просмотр сайта Министерства юстиции Российской Федерации http ://www.minjust.ru/nko/fedspisok.
8.2. Отбор, заказ и приобретение литературы с целью пополнения библиотечноинформационного фонда МБОУ г. Керчи РК «Школа №2» осуществляется после
сверки ее с «Федеральным списком экстремистской литературы».
IX. НЕДОПУЩЕНИЕ И ИЗЪЯТИЕ ИЗ ФОНДА БИБЛИОТЕКИ ОФИЦИАЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ ЭКСТРЕМИСТСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
9.1. Издания, включенные в «Федеральный список экстремистской литературы»,
не могут быть представлены в открытом доступе на выставках и любым иным
способом допущены к массовому распространению среди обучающихся;
9.2. В библиотеке запрещено издание и распространение аудиовизуальных и любых иных материалов, содержащих хотя бы один из признаков, предусмотренных
частью 1 статьи 1 Федерального закона РФ от 25.07.02 №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» и направленных на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
9.3. В библиотеке запрещено наличие любой информации, материалов, предусмотренных ч. 2. ст. 5. Федерального закона 29.12.2010г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
9.4. При обнаружении материалов, обозначенных в п.п. 9.1., 9.2., 9.3. настоящего
Положения, они изымаются из фонда обслуживания и списываются с последующей утилизацией и составлением актов.
Настоящее Положение действует до момента принятия нового.

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».