1 библиотеке и Правилами пользования школьной библиотекой, утвержденными директором школы. 1.6. Школа несет ответственность за доступность и качество библиотечноинформационного обслуживания библиотеки. 1.7. Организация обслуживания участников образовательного процесса производится в соответствии с правилами техники безопасности и противопожарными, санитарно- гигиеническими требованиями. II. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ 2.1. Основными задачами школьной библиотеки являются: а) обеспечение участникам образовательного процесса — обучающимся, педагогическим работникам, родителям (иным законным представителям) обучающихся (далее — пользователям) — доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно- информационных ресурсов школы на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий), коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях; б) воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социали- зации обучающегося, развитии его творческого потенциала; в) формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обуче- ние поиску, отбору и критической оценке информации; г) совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедре- ния новых информационных технологий и компьютеризации библиотечноинформационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды. III. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ 3.1. Для реализации основных задач библиотека: а) формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов школы: - комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными, справочными, педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и нетрадиционных носителях информации; 2 - пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет; - сверяет фонд с Федеральным списком экстремистских материалов, на основании Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»; - осуществляет профилактические меры, направленные на предупре- ждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности; - не допускает и изымает из фондов библиотеки официальные материалы запрещенных экстремистских организаций; б) создает информационную продукцию: - осуществляет аналитико-синтетическую переработку информации; - организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги (алфавитный, систематический), картотеки (систематическую картотеку статей, тематические картотеки), электронный каталог; - разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры, указатели и т.п.); - обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции; в) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслу- живание обучающихся: - организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и информацией; - оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности; г) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслу- живание педагогических работников: - выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением, воспитанием и здоровьем детей; - выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в области пе3 дагогических инноваций и новых технологий; - содействует профессиональной компетенции, повышению квалификации, проведению аттестации; - создает банк педагогической информации как основы единой информационной службы МБОУ г. Керчи РК «Школа №2», осуществляет накопление, систематизацию информации по предметам, разделам и темам; - организует доступ к банку педагогической информации на любых носителях, просмотр электронных версий педагогических изданий; - осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры новых поступлений и публикаций), информирование руководства школы по вопросам управления образовательным процессом; - способствует проведению занятий по формированию информационной культуры; д) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание родителей (иных законных представителей) обучающихся: - удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в библиотеку; - консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с информацией по воспитанию детей; - консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся. IV. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕКИ 4.1. Школьная библиотека по своей структуре делится на абонемент, читальный зал, отдел учебников и отдел методической литературы по предметам. 4.2. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с учебным и воспитательным планами школы, программами, проектами и планом работы школьной библиотеки. 4.3. В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях информатизации образования и в пределах средств, выделяемых учредителями, школа обеспечивает библиотеку: 4 - гарантированным финансированием комплектования библиотечно- информационных ресурсов (в смете учреждения выводится отдельно); - необходимыми служебными и производственными помещениями в соответствии со структурой библиотеки и нормативами по технике безопасности эксплуатации компьютеров (отсутствие высокой влажности, запыленности помещения, коррозионно-активных примесей или электропроводящей пыли) и в соответствии с положениями СанПиН; - телекоммуникационной и копировально-множительной техникой и необходимыми программными продуктами; - ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования библиотеки; - библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями. 4.4. Школа создает условия для сохранности аппаратуры, оборудования и имущества библиотеки. 4.5. Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями учебников и учебно-методических изданий, создание необходимых условий для деятельности библиотеки несет директор школы в соответствии с уставом школы. 4.6. Режим работы школьной библиотеки определяется заведующим библиотекой (библиотекарем) в соответствии с правилами внутреннего распорядка школы. V. УПРАВЛЕНИЕ. ШТАТЫ 5.1. Управление школьной библиотекой осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом школы. 5.2. Общее руководство деятельностью школьной библиотеки осуществляет директор школы. 5.3. Руководство школьной библиотекой осуществляет заведующий библиотекой (библиотекарь), который несет ответственность в пределах своей компетенции перед обществом и директором школы, обучающимися, их родителями (иными законными представителями) за организацию и результаты деятельности школьной библиотеки в соответствии с функциональными обязанностями, предусмот5 ренными квалификационными требованиями, трудовым договором и уставом школы. 5.4. Заведующий библиотекой (библиотекарь) назначается директором школы, может являться членом педагогического коллектива и входить в состав педагогического совета МБОУ г. Керчи РК «Школа №2». 5.5. Заведующий библиотекой (библиотекарь) разрабатывает и представляет директору школы на утверждение следующие документы: а) положение о библиотеке, правила пользования библиотекой; б) структуру и штатное расписание библиотеки; г) планово-отчетную документацию; д) технологическую документацию. 5.6. Порядок комплектования штата школьной библиотеки регламентируется уставом школы. 5.7. В целях обеспечения дифференцированной работы школьной библиотеки могут вводиться должности: заведующий библиотекой, библиотекарь. 5.8. Трудовые отношения работников школьной библиотеки и школы регулируются трудовым договором, условия которого не должны противоречить законодательству Российской Федерации о труде. VI. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ БИБЛИОТЕКИ 6.1. Работники школьной библиотеки имеют право: а) самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно- информационного обслуживания образовательного и воспитательного процессов в соответствии с целями и задачами, указанными в уставе школы и положении о школьной библиотеке; б) проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и кружки библиотечно-библиографических знаний и информационной культуры; в) рекомендовать источники комплектования информационных ресурсов; г) изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструк- цией по учету библиотечного фонда; д) определять в соответствии с правилами пользования школьной библиоте6 кой, утвержденными директором школы, и по согласованию с родительским комитетом или попечительским советом виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотеки; е) иметь ежегодный отпуск в соответствии с локальными нормативными акта- ми; ж) быть представленными к различным формам поощрения; з) участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в работе библиотечных ассоциаций или союзов. 6.2. Работники библиотеки обязаны: а) обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресур- сами библиотеки; б) информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг; в) обеспечить научную организацию фондов и каталогов; г) формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными пе- речнями учебных изданий, образовательными программами школы, интересами, потребностями и запросами всех перечисленных выше категорий пользователей; д) совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное обслуживание пользователей; е) обеспечивать сохранность использования носителей информации, их систематизацию, размещение и хранение; ж) обеспечивать режим работы школьной библиотеки; з) отчитываться в установленном порядке перед директором школы; и) повышать квалификацию. VII. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ БИБЛИОТЕКИ 7.1. Пользователи библиотеки имеют право: а) получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информа- ционных ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах; б) пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки; в) получать консультационную помощь в поиске и выборе источников инфор- мации; 7 г) получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале пе- чатные издания и другие источники информации; д) продлевать срок пользования документами; е) получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографиче- ские справки на основе фонда библиотеки; ж) участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой; з) обращаться для разрешения конфликтной ситуации к директору школы. 7.2. Пользователи школьной библиотеки обязаны: а) соблюдать правила пользования школьной библиотекой; б) бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не делать в книгах подчеркивания, пометки), иным документам на различных носителях, оборудованию, инвентарю; в) поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе биб- лиотеки, расположения карточек в каталогах и картотеках; г) пользоваться ценными и справочными документами только в помещении библиотеки; д) убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнару- жении проинформировать об этом работника библиотеки. Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несет последний пользователь; е) расписываться в читательском формуляре за каждый полученный документ (исключение: обучающиеся 14 классов); ж) возвращать документы в школьную библиотеку в установленные сроки; з) заменять документы школьной библиотеки в случае их утраты или порчи им равноценными, либо компенсировать ущерб в размере, установленном правилами пользования школьной библиотекой; и) полностью рассчитаться с школьной библиотекой по истечении срока обучения или работы в школе. 7.3. Порядок пользования школьной библиотекой: а) запись в школьную библиотеку обучающихся производится по списочному составу класса, педагогических и иных работников школы – в индивидуальном 8 порядке, родителей (иных законных представителей) обучающихся – по паспорту; б) перерегистрация пользователей школьной библиотеки производится еже- годно; в) документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является читательский формуляр; г) читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку. 7.4. Порядок пользования абонементом: а) пользователи имеют право получить на дом из многотомных изданий не бо- лее двух документов одновременно; б) максимальные сроки пользования документами: - учебники, учебные пособия – учебный год; - научно-популярная, познавательная, художественная литература – 14 дней; - периодические издания, издания повышенного спроса – 7 дней; в) пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них отсутствует спрос со стороны других пользователей. 7.5. Порядок пользования читальным залом: а) документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не выда- ются; б) энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в единственном экземпляре документы выдаются только для работы в читальном зале; 7.6. Порядок работы с компьютером, расположенным в библиотеке: а) работа с компьютером участников образовательного процесса производится по графику, утвержденному директором школы и в присутствии сотрудника библиотеки; б) разрешается работа за одним персональным компьютером не более двух че- ловек одновременно; в) работа с компьютером производится согласно утвержденным санитарногигиеническим требованиям. VIII. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ СВЕРОК БИБЛИОТЕЧНОГО ФОНДА И 9 ПОСТУПЛЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ С «ФЕДЕРАЛЬНЫМ СПИСКОМ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ» 8.1. С целью обновления информации по списку экстремистских материалов регулярно (1 раз в месяц) проводится просмотр сайта Министерства юстиции Российской Федерации http ://www.minjust.ru/nko/fedspisok. 8.2. Отбор, заказ и приобретение литературы с целью пополнения библиотечноинформационного фонда МБОУ г. Керчи РК «Школа №2» осуществляется после сверки ее с «Федеральным списком экстремистской литературы». IX. НЕДОПУЩЕНИЕ И ИЗЪЯТИЕ ИЗ ФОНДА БИБЛИОТЕКИ ОФИЦИАЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ ЭКСТРЕМИСТСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ. 9.1. Издания, включенные в «Федеральный список экстремистской литературы», не могут быть представлены в открытом доступе на выставках и любым иным способом допущены к массовому распространению среди обучающихся; 9.2. В библиотеке запрещено издание и распространение аудиовизуальных и любых иных материалов, содержащих хотя бы один из признаков, предусмотренных частью 1 статьи 1 Федерального закона РФ от 25.07.02 №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» и направленных на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; 9.3. В библиотеке запрещено наличие любой информации, материалов, предусмотренных ч. 2. ст. 5. Федерального закона 29.12.2010г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»; 9.4. При обнаружении материалов, обозначенных в п.п. 9.1., 9.2., 9.3. настоящего Положения, они изымаются из фонда обслуживания и списываются с последующей утилизацией и составлением актов. Настоящее Положение действует до момента принятия нового. 10