Положение о едином орфографическом режиме в начальной школе (от 30.08.2019 № 461)

II. Общие требования к ведению ученических тетрадей
2.1. Ведение тетрадей по русскому языку и математике учащимися начальных классов является обязательным. Недопустимо заменять тетради блокнотами
или отдельными листами бумаги.
2.2. В тетрадях учениками выполняются проверочные работы, классные идомашние задания. Учащиеся обязаны бережно использовать тетрадь: не начинать
новую, пока не исписана предыдущая; не пачкать страницы; пользоватьсяобложками, не вырывать листы.
2.3 Согласно действующим стандартам используются тетради с такими видами графической сетки:
В 1 классе — в две горизонтальные линии различной интенсивности с наклонными линиями, где высота рабочей строки — 4,0 мм; расстояние от рабочей
строки к верхней (нижней) межстрочной линии составляет 6,0 мм, а между наклонными линиями — 25,0—27,0 мм; угол наклона между наклонной и строчной —
65°; и 1 полугодие 2 класса.

Во 2 классе — в две горизонтальные линии различной интенсивности, где
расстояния соответственно равны: между линиями рабочей строки — 4,0 мм, между рабочими строками - 8,0 мм 2 полугодие 2 класса.

В 3 (со 2 полугодия) и в 4 классе — с горизонтальными линиями через 9,0 мм

в клетку с нормой линования 5,0 х 5,0 мм.

2

2.4. На начальном этапе формирования у первоклассников графическихнавыков письма используются тетради, в которых горизонтальные линии рабочей строки разной интенсивности с основными линиями фиолетового, серогоцветов.
2.5.Учащиесяначальныхклассовиспользуютстандартныететради,состоящие из
12листов (1-2 класс), 12-18 листов (3-4 класс) на усмотрение учителя.
2.6. Для выполнения всех видов обучающих, проверочных и контрольныхработ учащимся необходимо иметь следующее количество тетрадей из расчета на
каждого учащегося:
Количество и назначение ученических тетрадей
№
п/п

Учебный
предмет

Период
обучения
1 кл.

1

Русский язык
2-4 кл.

2

Литературное
чтение

1-4 кл.
1 кл.

3

Математика
2-4 кл.

4
5
6

Окружающий
мир
ОРКиСЭ
Технология

1-4 кл.
1-4 кл.
1-4 кл.

Количество тетрадей
текущих
контрольных
2 тетради(для периодической
Нет
замены их во время проверки)
2 тетради(для периодической замены их во время
1
проверки)
1 тетрадь (со 2 кл. по усмотНет
рению учителя)
2 тетради(для периодической замены их во время
Нет
проверки)
2 тетради(для периодической замены их во время
1
проверки)
1 тетрадь (со 2 кл. по усНет
мотрению учителя)
Нет
Нет
Нет
Нет

Примечание
С 3 кл. тетрадь для
творческих
работ

Изложение и сочинение относятся к работам творческого характера и выполняются в тетради для творческих работ (3-4кл.), контрольные изложения, сочинения и контрольные словарные диктанты – в тетради для контрольныхработ.
В тетрадях для текущих и контрольных работ, надлежит в обязательном порядке выполнять работу над ошибками. Работа над ошибками должна представлять собой целостную систему, результативность которой прослеживается изо дня
в день.
Работа над ошибками проводится в первом классе с помощью учителя, во
втором – четвертом классах – учащимися самостоятельно. Форму проведения работы над ошибками определяет учитель (по памяткам).
Все классные и домашние работы учащихся проверяются учителем в обязательном порядке. Работы учащихся проверяются учителем чернилами красного
цвета.
Оценивание письменных текущих и контрольных работ осуществляется согласно принятым нормам оценок.
2.7. В 1-2 классах титульный лист тетради оформляет учитель (каллиграфическим почерком подписывает фамилию, имя обучающегося на языке преподавания учебного предмета). Набирать на компьютере надписи на обложке тетради допускается в 1-2 классе, кроме фамилии. В 3-4 классах учащиеся самостоятельно
оформляют титульный лист тетради по образцу, написанному учителем на доске.
3

2.9. Ученическая тетрадь не является государственным документом, поэтому
в начальных классах (учитывая возраст ребѐнка, медленную технику письма) при
оформлении титульного листа учащимся рекомендуется указывать лишь номер
школы. Фамилия и имя учащегося записывается в форме родительного падежа

Тетрадь
для работ по русскому языку
ученика 2 – А класса
МБОУ г. Керчи РК «Школа № 2»
Петрова Никиты

Тетрадь
для контрольных работ
по математике
ученицы 4 – Б класса
МБОУ г. Керчи РК «Школа № 2»
Сапельниковой Екатерины

2.10. На каждой странице тетради с внешней стороны вертикального среза
оставляется поле шириной 2,0 см (вертикальная линия красного цвета).
2.11. Записи в тетради выполняются учащимися ручкой с синими или фиолетовыми чернилами, подчѐркивание членов предложения, обозначение
значимых частей слова, оформление таблиц, схем – простым карандашом под
линейку.
2.12. В письменной работе по языку, математике указываются дата выполнения работы, вид работы (классная или домашняя), вид задания
(упражнение, диктант, сочинение, изложение, задача и т. п), заголовок связного текста (пересказа, рассказа и др.).
2.13. Названия таких видов заданий, как уравнение, отрезки, неравенства,
дроби, величины, сравнение чисел, выражения в тетрадях не указываются.
2.14.Запись даты написания и названия работы ведется по центру рабочей
строки (в тетради), в конце заголовков точка не ставится. Запись на доске имеет
следующий вид
25 ноября
6 февраля
Классная работа
Домашняя работа
Деление слов на слоги. Перенос слов
Упражнение 123
Задача 107стр15
2.15. Слово «Упражнение» пишется со 2 класса, в классной работе по усмотрению учителя, а в домашней работе обязательно. Номера упражнений, выполняемых в тетрадях, указываются.
2.16. В 3-4 классе дату выполнения работы по языкам и по математикезаписывают словами (числительными).
2.17. В тетрадях для контрольных работ необходимо записывать дату, видзадания (диктант, списывание) и заголовок текста.
Запись учащимися вида работы (словарный, предупредительный диктант
ит.п.) осуществляют по указанию учителя (по функциональной необходимости).
Номера вариантов контрольной работы фиксировать через одну клетку поцентру
строки арабскими цифрами.
23декабря
12 апреля
Диктант
Математический диктант
Зима
1 вариант
4

2.18. Во время выполнения письменной работы учащимся необходимо:
- соблюдать абзацы со 2 класса обязательноодинаковые интервалы между
словами;
-дописывать каждую строку до конца, ориентируясь на правила переноса и
не выходя за пределы строки;
- при выполнении письменных работ учащимся не разрешается писать наполях.
При оформлении абзаца надо сделать отступ вправо не менее 2 см (со 2 класса).
В ходе всей работы строки не пропускаются. Необходимо учитывать, что при
оформлении письменных работ по русскому языку на новой странице следует писать с самой верхней строки, дописывать до конца страницы, включая последнюю
строку.
2.19. Неправильно написанную букву или цифру ученику необходимо зачеркнуть косой линией и вместо неѐ сверху написать правильный вариант (для
слабоуспевающих обучающихся)
2.20.Корректором пользоваться не допускается.

III. Общие требования к оформлению письменных работ
по русскому языку
3.1. Записи на новой странице тетради начинать с верхней строки
3.2. Начало записи текста и его заглавие выполнять на одной странице.Свободные строки на странице использовать для выполнения других задач по
усмотрению учителя.
3.3. Между датой и названием работы (классная, домашняя), между названием и видом работы, а также между видом работы и заголовком строку непропускать.
3.4. После классной и домашней работы следует отступать две строки.
3.5. В 1 классе число в тетради пишет учитель (в 1 полугодии-2 сен.,во 2 полугодии-14 мая). Во 2 классе ученики пишут число сами (5 декабря). В 3 классе 1
полугодие ученики пишут до числа 10 (Десятое сентября) после изучения темы
«имя числительное» (Одиннадцатое ноября). С 4 класса учащиеся пишут число
полностью весь год (Тридцать первое января).
3.6. В работе с первоклассниками придерживаться следующего:
- в период обучения грамоте учащимся прописывать элементы букв и буквы
в тетрадях;
- для выполнения разнообразных заданий (схемы предложений, звукослоговая структура слов, «печатание» и т. п), можно использовать отдельную тетрадь в клетку с графической сеткой № 5;
- в период обучения грамоте дату выполнения заданий и слова «Классная работа» учащимися не пишутся. Между классными работами оставлять по две рабочие строки.
- учитель прописывает образцы в тетрадях, указывая типичные ошибки и пути их исправления.
3.7. В 3 классе в I полугодии учащиеся, постепенно могут переходить на
письмо в одну линию. Полный переход всего класса на письмо в одну линию мо5

жет быть закончен в конце 1 полугодия. Высота строчных букв составляет около
4,0 мм.
3.8. Работу по каллиграфии проводится на протяжении всех 4-х лет обучения
в начальной школе.
Методика проведения минутки каллиграфии требует соблюдения содержания, объѐма и периодичности проведения:1 - 4 класс – 1 строка, ежедневно.
Учитель красным цветом показывает образец написания элементов букв, целых букв, слогов и т. д. Целесообразно в 3-4-х классах строить эту работу, ориентируясь на индивидуальный подход, так как у каждого учащегося своипроблемы в
написании букв и их элементов.
3.9. В 1-2 классах следует придерживаться единых образцов каллиграфического письма букв в соответствии с учебно-методическим комплектом.
Образец каллиграфического письма букв (УМК «Школа России»)

3.10. Все подчѐркивания учащийся выполняет остро отточенным карандашомпод линейку. Обозначения над словами выполнять ручкой с пастой синего
(фиолетового) цвета.
3.11. При письменном морфемном разборе слов необходимо чѐтко и аккуратно выделять каждую морфему. При синтаксическом разборе волнистойлинией надлежит подчѐркивать только определение, если изучение второстепенных членов
предложения предусмотрено УМК.
3.12. В работе, требующей записи в столбик, первое слово пишется с заглавной буквы. Знаки препинания (запятые) не ставятся.
Например: Ветер
восток
песок
При выполнении подобного вида работы в строчку первое слово пишется с
заглавной буквы, через запятую.
Например: Ветер,восток,песок.
3.13. При выполнении различных видов разбора требуется соблюдениепринятых норм сокращений слов, обозначений терминов. Сокращается слово только
на согласные.
Гласный - гласн., согласный - согл.;глухой - глух., звонкий - звонк.,твердый твёрд., мягкий – мягк.;существительное - сущ., прилагательное - прил., глагол гл, предлог - пр.;мужской род - м.р., женский род - ж.р., средний род ср.р.;прошедшее время - прош.вр., настоящее время - наст.вр., будущее время буд.вр.;единственное число – ед.ч., множественное число - мн.ч.
Название падежей указывается заглавной буквой:И., Р., Д., В., Т., П.
6

7

IV. Общие требования к оформлению письменных работ
по математике

4.1. Обучающие упражнения или другие письменные задания по математике
ученикам выполняются в тетрадях в клеточку.
4.2. В 1 классе дату выполнения работ (в период обучения грамоте) ученики
не записывают. Между заключительной строкой одной письменной работы ипоследующей следует пропускать четыре клетки.
4.3. Дату, название работы и еѐ вид (задача) ученикам необходимозаписывать
со 2 класса (можно записывать с 1 класса по окончании периода обучения грамоте).
Название вида заданий (самостоятельная работа, задача, математический диктант и
т.д.) – записывать по функциональной необходимости.
4.4. Запись даты и вида работы располагать по центру рабочей строки (в тетради). На доске запись выглядит следующим образом
12марта
Классная работа
Сложение
Задача 231 стр.15
4.5. Запись на странице тетради начинать на второй полной клетке сверху и
второй клетке от поля или сгиба страницы.
4.6. Названия таких видов заданий, как уравнение, отрезки, неравенства, дроби, величины, сравнение чисел, выражений в тетрадях не указывать. Междувидами
этих заданий пропускать две клетки.
4.7. Между записями даты, названия работы и еѐ видом в тетрадях по математике пропускать одну клетку.
4.8. Учащимся 2 - 4 классов между заключительной строкой текста одной
письменной работы и датой следующей работы в тетрадях по математикепропускать четыре клетки.
4.9. Цифры и буквы в клетке тетради писать наклонно. Каждую цифру, знак
ибукву записывать в правой половине клетки.
4.10. В 1-4 классах писать цифры высотой в одну клетку.
4.11. В 1-2 классах писать строчные буквы высотой в 1,5 клетки, в 3-4классах
— 2/3 клетки.
4.12. Большие буквы во всех классах писать высотой в полторы клетки.
4.13.Математические выражения размещать в строку или в столбик. Между
столбиками выражений, уравнений, равенств и т.д. – 2-3клетки по усмотрению
учителя;
4.14. При записи решения задачи в тетради необходимо придерживаться следующего:
В 1-м классе решение задачи записывать в виде выражения:

2 + 3 = 5 (ящ. )
или
2 ящ. + 3 ящ. = 5 ящ.
Условие задачи записывать кратко, используя различные формы: рисунок,
схему, таблицу, графические условные обозначения.
8

Опорные слова в краткой записи условия пишутся с большой буквы, допускается их сокращение:

Маленькие-7 м.
М.-7 м.
? м.
? м.
Большие-3 м.
Б.-3 м.
В ответе к задаче названия предметов писать полностью, начиная со 2класса:
Ответ: в бочку налили 40 вѐдер воды.
После окончания обучения грамоте вводить краткую запись ответа задачи,
например:
Ответ: 5 кг сахара.
Ответ: 40 вѐдер воды.
Если решение задачи записано без пояснений, то ответ записывать полными
предложениями. Полный ответ давать по общим правилам построения предложений.
Если решение задачи записано с объяснением (полным или кратким), то ответ записывать кратко. Если ответ не помещается на одной строке, то его продолжение писать под двоеточием.
В задачах на несколько действий после объяснений ставить точку.
4.15. Необходимо соблюдать единые требования сокращенного написания
именованных чисел:
- без точки:2мм, 3см, 4дм, 5м; 7г, 6кг, 9ц, 10т; 12сек, 13мин, 14ч;
- точка ставится: 34р., 20коп., 5сут., 12мес., 4г. (года).
Единицы скорости сокращѐнно записывать так:
60 м/сек (или 60 м за 1 сек), 12 км/ч (или 1 км за 1 час).
Единицы
площади писать по образцу:
23см2, 54м2 (высота цифры 2 возле буквы составляет — 1/2 клетки).
Читается: 23 квадратных сантиметра, 54 квадратных метра.
4.16. При оформлении решения выражений на порядок действий следует
требовать от учащихся соблюдения следующих норм:
- записать выражение полностью;
- указать цифрами над знаками порядок действий;
- расписать выполняемые действия по порядку (применяя устные или письменные приемы вычислений), отступив вниз одну клетку;
- записать окончательное значение выражения.

3 1 4
2
3450 – 145 ∙ 2 + 1265 : 5 = 3413
1) 145
× 2

2) _1265 | 5
10 | 253
25
_15
15
0

3)_ 3450
290

4) 3160
+ 253

9

4.17. Запись простого уравнения выполнять по образцу:
х + 12 = 35
х = 35 – 12
х = 23
23 + 12 = 35
35 = 35
4.18. При решении сложных уравнений вычисления выполнять справа за вертикальной линией.
3
2 1
х + 123 – 56 ∙ 2 = 638
56
638
750
х + 123 – 112 = 638
×2
+ 112 − 123
х + 123 = 638 + 112
112
750
627
х + 123 = 750
х = 750 - 123
х = 627
627 + 123 – 56 ∙ 2 = 638
638=638
4.19. При решении геометрических задач условие записывать сокращѐнно
ссоблюдением всех норм записи. При черчении отрезков (простым карандашом
под линейку) их длину обозначать по центру во второй клетке над отрезком. Всегеометрические фигуры обозначать буквами латинского алфавита (АВСД, АВС).
Высота букв (печатных или прописных, которые обозначают названиегеометрической фигуры) –клетка.
4.20. При оформлении решения геометрических задач придерживаться образцов:
Задача
Длина - 8см
Ширина - ?, на 3см меньше
Периметр - ?
Площадь - ?
Р = (а+ в) ∙ 2
S =a ∙ в
1) 8 – 3 = 5 (см) – ширина;
2) ( 8 + 5) ∙ 2 = 26
(см) – периметр;
3) 8 ∙ 5 = 40 (см2) – площадь.
Если задача предусматривает чертѐж фигуры, то необходимо сначала делать чертежи, потом писать ответ.
Ответ: периметр 26см, площадь 40см2.
4.21. Оформление записи условия задачи на движение можно выполнять таблицей или чертежом:
V
t
S
I80 км/ч
II 72 км/ч
3ч
?ч
1) 80 + 72 = 152 (км/ч) расстояние отдаления;
2) 152 ∙ 3 = 456 (км) расстояние через 3 ч.
Ответ: 456 км
10

Возможен такой вариант записи:
1) 80 + 72 = 152 (км/ч) скорость отдаления.
2) 152 ∙ 3 = 456 (км)
Ответ: через 3 часа между автобусами будет 456 км.
4.22. При сравнении выражений результаты вычислений записывать под выражениями, ставить знак сравнения и после переносить знак в первоначальное выражение.
Выражение с переменной:
а – 5; а = 10,
если а = 10, то 10 – 5 = 5
4.23. При оформлении математического диктанта следует соблюдать следующие требования:
- записывать только ответы в строчку через запятую, отступая одну клетку;
- рядом с числом писать наименования единиц измерений и предлоги на, в ..
раз.
Образец: 675, 564, на 78, в 7 раз.
V. Общие требования к проверке письменных работ
по русскому языку и математике
5.1. Учительобязансистематически проверять и оценивать качествовыполнения ученических письменных работ.Оценивание работ в 1 классе вербальное. Не
допускается использованиесимволов-оценок, поощрительных слов при проверке
письменных работ. Проверив тетрадь, учитель прописывает образцы букв или соединений.Все письменные работы, учащихся необходимо проверять до следующегоурока.
5.2 При исправлении ошибок придерживаться следующих требований:
- все буквы и знаки должны соответствовать общепринятым нормам каллиграфического письма (правильность написания, размеры);
- отметка за работу выставляется ручкой с красными чернилами (пастой) на
следующей после работы строке, но не на полях. Точка после отметки не ставится;
- исправление выполнять чѐтко, аккуратно, каллиграфическим почерком;
- не пропускать ошибки;
- пунктуационные ошибки учителю исправлять собственноручно;
- графически неправильно написанная буква (цифра) подчеркивается и выносится на поля или в отдельный ряд образец написания буквы (цифры) для практического исправления;
- отдельно написанные части одного слова сочетать линией снизу-вверх; для
отделения слова проводить вертикальную линию, чуть склонѐнную вправо.
- неправильный результат по написанному не исправлять.
В тетрадях по русскому языку на полях проставляются обозначениятипа
ошибки:
I – орфографическая ошибка,
V – пунктуационная ошибка,
Ошибки на неизученные правила исправляются, но не отмечаются на полях.
5.3 Работу над ошибками, допущенными в контрольной работе, выполнять в
тетради для контрольных работ, а допущенными в классной или домашней работе
- в рабочих тетрадях.
11

5.4.К исправлению ошибок в письменных работах учащихся учителю подходить дифференцированно:
- в тетрадях учеников с высоким и достаточным уровнем учебных достижений подчѐркивать слово (вычисление), в котором допущена ошибка, ставить пометку на полях, а исправление ошибки предлагать делать учащимся самостоятельно;
- ученикам со средним и низким уровнем учебных достижений - зачѐркивать
ошибку в слове или в вычислении, ставить пометку на полях, а исправление предлагать делать учащимся самостоятельно.
- необходимо предлагать учащимся правильно решить задачу (решение записать заново) в случаях: допущены ошибки в выборе первого действия, в вычислениях, нечѐтко (неудачно) сформулировано объяснение действий.
При таком подходе ученические тетради необходимо пересматривать повторно.
5.5.Ежемесячно оценивать качество ведения тетрадей учениками. За ведение
тетрадей выставлять в классный журнал с пометкой «тетрадь».
Количество обязательных проверочных работ в начальной школе
Классы
1 класс
2 класс
3 класс
Виды проверок
I поII поI поII поI поII полуголуго- луголуго- луголугодие
дие
дие
дие
дие
дие
Русский язык для школ с русским языком обучения
Диктант сграмматическим2
2
2
2
заданием
Контрольное
1
1
1
1
1
списывание
Контрольный
1
1
1
1
словарныйдиктант
Контрольное
1
изложение
Контрольное
сочинение
Проверкаязыковых знаний
1
1
1
1
иумений
Всего:

-

Чтение вслух
Комплексная
контрольнаяработа (наопределениеметапредметныхрезультатов)
Всего:

-

1
5
5
Литературное чтение
1
1
1

4 класс
I поII полуголугодие
дие
2

2

1

1

1

1

1

1

-

1

1

1

5

6

6

7

1

1

1

1

-

-

-

-

-

-

-

1

-

1

1

1

1

1

1

2

Примерный объѐм диктанта и текста для списывания
Русский язык для школ с русским языком обучения
Класс
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс

I семестр
20-25 слов
40-50 слов
65 -75 слов

II семестр
15-20 слов
30-40 слов
50-65 слов
75-85 слов
12

Примечания:
В
качестве
диктанта
предлагаются
связные
тексты–
авторские,адаптированные к возможностям учащихся или составленные учителем.
Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе,
жизни детей,родной стране, путешествиях и т.п. Предложения в тексте просты по
структуре, различны по цели высказывания и должны состоять из 2-8 слов с включениемсинтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (например, однородные члены предложения).
Каждый текст диктанта включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должениметь
слова на не изученные к данному моменту правила. Если в тексте есть такие слова,
они заранее выписываются на доске. Нецелесообразно включать в диктантыслова,
правописание которых находится на стадии изучения.
Для контрольных списываний могут предлагаться деформированные тексты.
Для проверки предметных результатов используются грамматическиезадания. Учащимся предлагаются не более3видов грамматических заданий.Хорошо успевающим учащимся целесообразно предложить дополнительноезадание повышенной трудности, требующее языкового развития, смекалки и эрудиции.
Примерный объѐм словарных диктантов
Русский язык для школ с русским языком обучения
Класс
2 класс
3 класс
4 класс

I семестр
8 слов
10 слов
12 слов

II семестр
10 слов
12 слов
15 слов

Примечание: словарный диктант проводится1раз в2недели в тетрадях длятекущих
работ, а контрольные словарные диктанты – в тетрадях для контрольных работ.
Объѐм изложений
Объѐм текстов изложений должен быть на 15-20 слов больше объѐма текстов
диктантов.
Примерный объѐм текстов для изложений
Русский язык для школ с русским языком обучения
Класс
2 класс
3 класс
4 класс

I семестр
35-45 слов
55-65 слов
75 -85 слов

II семестр
45-60 слов
65-80 слов
85-100 слов

Примечания:
На проведение изложения рекомендуется отводить не менееодного часа. Для
изложений предлагаются тексты повествовательного характера с чѐткой сюжетной
линией. Постепенно можно использовать тексты с несложнымиописаниями пейзажа, портрета и т.п.Изложения в начальной школе носят обучающий характер.
При проверке изложения во 2 классе оценивается содержание.
В
3-4
классе,учитывая
достаточный
объем
изложений,сочинений,разнообразие лексического, синтаксического и речевого оформления мыслей, работы по развитию речи оцениваются двумя отметками: одна ставится за содержание и речевое оформление, другая - за грамотность.
13

Объѐм сочинений
Примерный объём сочинений
Класс
3 класс
4 класс

Русский язык для школ с русским языком обучения
Количество предложений
Количество слов
9 – 10 предложений
50 – 60 слов
11 – 12 предложений
70 – 80 слов

Примечание: на проведение сочинения рекомендуется отводить не менееодного
часа. При выборе тем сочинений необходимо учитывать их связь с жизнью,близость опыту и интересам детей, доступность содержания, посильность построения текста и его речевого оформления.Сочинения в начальной школе носят
обучающий характер.
Скорость чтения
Русский язык для школ с русским языком обучения
Класс
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс

Входной контроль

I семестр

II семестр

(сентябрь)

(декабрь)

(май)

30 – 40 слов
50 – 60слов
70 – 80слов

40 – 50слов
60 – 70слов
80 – 90слов

30 – 40 слов
50 – 60 слов
70 – 80 слов
90 – 100 слов

Примечания:
Проверку сформированности навыка чтения целесообразнопроводить три
раза в год: в начале учебного года (10-15 сентября); в конце I семестра(2025декабря);в конце учебного года(10-15мая).
Если чтение проверяется в начале учебного года (10-15 сентября), то показатель скорости чтения должен соответствовать показателю, достигнутомуучеником
к концу предыдущего класса. Три точки отсчѐта дадут возможность увидеть степень продвижения ученика в овладении техникой чтения в течениивсего года.
Чтение и читательская деятельность в разных классах начальной школы имеет специфические особенности:
- в 1-м классе чтение выступает объектом усвоения;
- во 2-4-х классах чтение постепенно становится общеучебным умением.
В связи с этим в 1-м классе основное учебное время занимает чтение вслух,
во 2-4-х классах увеличивается доля чтения молча (от 10-15% в 1-м классе и до 8085% в 4-м классе).
При оценке сформированности умения читать во 2 классе учитываются:
способ чтения (слогами, целыми словами); правильность чтения; скорость и понимание прочитанного.
В 3-4 классах целесообразно осуществлять текущую проверку умений учащихся читать вслух по мере быстро, плавно, с соблюдением орфоэпических, фонологических и интонационных норм, логических пауз, с ориентацией на слушателей; понимать прочитанное.
14

VІІ. Требования к ведению и проверке дневников
7.1. Ведение дневников учащимися начальных классов
7.1.1. Дневник является школьным документом учащегося. Ответственность
за его обязательное и аккуратное ведение несет сам ученик (ученица).
7.1.2. Обязательное наличие дневников у учащихся со 2 класса.
7.1.3. Ученики обязаны иметь дневники на каждом уроке. Дневник должен
иметь эстетичный вид, не должен содержать рисунки, записи, наклейки, аппликации, не относящиеся к учебному процессу.
7.1.4. Обложка дневника оформляется согласно образцу.
7.1.5. Все записи в дневнике учащийся выполняет самостоятельно синими
(фиолетовыми) чернилами, грамотно, разборчивым почерком. Название учебныхпредметов записываются с большой буквы, а название месяцев – с маленькой. Допускается сокращение в записи предметов. Сокращения слов необходимоделать на
последней согласной букве и ставить точку.
Русский язык – Русск. яз.
Математика – Матем.
Литературное чтение – Лит.чтен.
Английский язык – Англ. яз.
Окружающий мир – Окр.мир
Физкультура – Физ.культ.
Технология – Технол.
Изобразительное искусство – ИЗО
Музыка – Музыка
7.1.6. В начале учебного года должны быть заполнены первые страницы
дневника: «Сведения об учащемся», «Сведения об учителях», «Расписаниезанятий», «Расписание уроков», «Расписание дополнительных занятий, занятий кружков, секций».
7.1.7. Расписание уроков должно быть заполнено на текущую и следующую
учебные недели.
7.1.8. Домашние задания должны записываться учащимся на каждом уроке,
своевременно в отведенной графе, по требованию учителя, в полном объѐме и по
всем предметам. Обычно оно записывается на день, следующего урока. Следуеттребовать от учащихся регулярно отмечать номер упражнения, страницу, особые
примечания (наизусть, пересказ).
Образец: с.132,упр.453
с. 154-155 (пересказ)
При выставлении оценок за различные виды проверочных работ допускаются
дополнительные записи рядом с оценкой: диктант (Д.), контрольная работа (к.р.)
ит.д.
7.1.9. Учащийся предъявляет дневник по требованию учителей.
7.1.10. Запрещается использовать корректор.

15

7.2. Требования к педагогическим работникам по работе
с дневниками учащихся:
7.2.1. Требования к классному руководителю:
Классный руководитель обязан:
−проверять дневники учащихся еженедельно;
− исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
− контролировать ведение дневников учащимися;
−выставлять своевременно текущие, семестровые и годовые отметки. При
выставлении отметок за различные виды проверочных работ допускаются дополнительные записи рядом с отметкой: диктант (Д.), контрольная работа (к.р.) и т.д.);
−в конце дневника выставлять итоговые сведения об успеваемости;
−контролировать наличие подписи родителей учащегося за каждую
учебную неделю;
Классный руководитель имеет право:
− записать в дневник обращения к родителям, благодарности, информацию
о достижениях, замечания учащимся;
− контролировать наличие в дневнике всех отметок, полученных учениками в
течение недели, по итогам семестра, года. Обращаться к учителю-предметнику в
случае отсутствия отметок по предмету;
Классный руководитель на начало учебного года предоставляет ученику
сведения, необходимые для заполнения основных разделов дневника: режимработы
школы, расписание звонков, список предметов, фамилии, имена и отчества учителей-предметников, администрации школы.
Оценка за ведение дневника и поведение учащегося не ставится.
7.2.2. Требования к учителям-предметникам:
− учитель-предметник контролирует наличие дневников у учащихся в начале
урока;
− учитель-предметник выставляет отметки в дневник учащегося пастой красного цвета (другие цвета не используются);
− учитель, оценивая ответ ученика, выставляет отметку в классный журнал и
одновременно вписывает ее в дневник, заверяя своей подписью;
− отметку за устный ответ учитель-предметник выставляет в дневник в конце
урока, за письменный – в течении недели. По письменным работам отметки выставляются в графы того дня, когда проводилась работа (в полном соответствии с
классным журналом);
− учитель-предметник имеет право записать в дневник обращения к родителям, благодарности, замечания учащимся. Замечания учащимся для сведения родителей записываются кратко, в корректной форме. Не допустимо записывать неэтичные замечания на страницах дневника;
16

− учитель-предметник не выставляет в дневник отметок за поведение ученика(в случае нарушения учебной дисциплины учитель имеет право обратиться
кклассному руководителю с просьбой об уведомлении родителей (по телефону,
письменно или в личной беседе).
7.2.3. Требования к родителям учащихся:
− родители еженедельно, а также в конце учебного полугодия и года просматривают и подписывают дневник, при необходимости контролируют его ведение;
− несут ответственность за наличие дневника у ребенка.
7.2.4. Требования к администрации школы:
Администрация школы осуществляет систематический контроль за ведением
дневников учащихся не реже 2-х раз в год по следующим критериям:
− текущий учет знаний учащихся;
− семестровый и годовой учет знаний учащихся;
− качество и частота проверки дневников классными руководителями;
− наличие подписи родителей в дневниках учащихся;
− культура ведения дневников.
По результатам контроля ведения дневников администрация издаетлокальные нормативные акты.

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».