Положение об итоговом индивидуальном проекте для обучающихся 9 класса (от 03.03.2020 № 109)

бранной области.
2.1. Для педагогов:
Создание условий для формирования УУД учащихся, развития их творческих способностей и логического мышления.
2.2. Задачами выполнения проекта являются:
2.3.1. Обучение планированию (учащийся должен уметь чётко определить
цель, описать шаги по её достижению, концентрироваться на достижении цели
на протяжении всей работы).
2.3.2. Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов
(уметь выбрать подходящую информацию, правильно её использовать).
2.3.3. Развитие умения анализировать, развивать креативность и критическое мышление.
2.3.4. Формировать и развивать навыки публичного выступления.
2.3.5. Формирование позитивного отношения к деятельности (проявлять
инициативу, выполнять работу в срок в соответствии с установленным планом).
3. Требования к подготовке итогового индивидуального проекта
3.1. План, программа подготовки проекта для каждого учащегося разрабатываются самостоятельно руководителем проекта.
3.2. Руководителем проекта может быть, как учитель-предметник школы,
так и сотрудник иной организации или иного образовательного учреждения, в
том числе высшего.
3.3. Учащиеся сами выбирают как тему, так и руководителя проекта.
3.4. Тема и сроки защиты проекта должны быть рассмотрены на заседании
педагогического совета школы и утверждены директором школы.
3.5. План реализации итогового индивидуального проекта разрабатывается
учащимся совместно с руководителем проекта.
4. Требования к содержанию и направленности проекта
4.1. Результат проектной деятельности должен иметь практическую
направленность.
4.2. Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая
из следующих работ:
 письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные
материалы, отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад и др.);
 художественная творческая работа (в области литературы, музыки,
изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде
прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной
декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации
и др.;
 материальный объект (макет, модель, иное конструкторское изделие);
 отчетные материалы по социальному проекту, которые могут
включать как тексты, так и мультимедийные продукты.
2

5. Требования к этапам работы над проектом
5.1. Метод проектов как педагогическая технология не предполагает жесткой алгоритмизации действий, не исключает творческого подхода, но требует
правильного следования логике и принципам проектной деятельности.
5.2. Последовательность этапов работы над проектом соответствует этапам
продуктивной познавательной деятельности: проблемная ситуация - проблема,
заключенная в ней и осознанная человеком - поиск способов решения проблемы
- решение. Этапы работы над проектом:
1) поисковый: определение тематического поля и темы проекта, поиск и
анализ проблемы, постановка цели проекта.
2) аналитический: анализ имеющейся информации, поиск информационных пробелов, сбор и изучение информации, поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений), построение алгоритма
деятельности, составление плана реализации проекта: пошаговое планирование
работ анализ ресурсов.
3) практический: выполнение запланированных технологических операций, текущий контроль качества, внесение (при необходимости) изменений в
конструкцию и технологию.
4) презентационный: подготовка презентационных материалов, презентация проекта, изучение возможностей использования результатов проекта (выставка, продажа, включение в банк проектов, публикация).
5) контрольный: анализ результатов выполнения проекта, оценка качества
выполнения проекта. (Приложение 1)
Контроль соблюдения сроков осуществляет педагог, руководитель проекта.
Контроль охвата детей проектной деятельностью осуществляет зам. директора по УВР, классный руководитель.
6. Требования к оформлению итогового индивидуального проекта
6.1. Общие требования к оформлению проектно-исследовательских работ:
1. Текст работы выполняется на белой бумаге формата А4, текст располагается только на одной стороне листа.
2. Ориентация – книжная, размер полей: левое – 3 см, верхнее и нижнее –
2 см, правое – 1,5 см.
3. Основной шрифт текста – Тimes New Roman, размер шрифта – 14 пунктов.
4. Межстрочный интервал – 1,5.
5. Абзацный отступ – 1,25 см.
6. Выравнивание основного текста по ширине, заголовки по центру.
7. Заголовки оформляются жирным шрифтом, точка в конце не ставится.
8. Страницы должны быть пронумерованы по центру нижнего поля. Нумерация страниц начинается с титульного листа, которому присваивается номер
1, но на страницу он не ставится. Далее все страницы работы, включая список
3

литературы и приложения, нумеруются по порядку до последней.
9. Все разделы проекта (названия глав, выводы, заключение, список литературы, каждое приложение) должны начинаться с новых листов;
10. Объем текста исследовательской работы, включая формулы и список
литературы, не должен быть менее 5 машинописных страниц.
11. Для приложений может быть отведено дополнительно не более 10
стандартных страниц. Их нумерация осуществляется арабскими цифрами.
6.2. Подготовленная учащимся пояснительная записка должна быть
объемом не более одной машинописной страницы с указанием для всех
проектов:
а) исходного замысла, цели и назначения проекта;
б) краткого описания хода выполнения проекта и полученных результатов;
в) списка использованных источников.
Для конструкторских проектов в пояснительную записку, кроме того,
включается описание особенностей конструкторских решений, для социальных
проектов – описание эффектов/эффекта от реализации проекта.
6.3. Отзыв руководителя должен содержать краткую характеристику
работы учащегося в ходе выполнения проекта, в том числе:
а) инициативности и самостоятельности;
б) ответственности (включая динамику отношения к выполняемой работе);
в) исполнительской дисциплины.
При наличии в выполненной работе соответствующих оснований в отзыве
может быть также отмечена новизна подхода и/или полученных решений,
актуальность
и
практическая
значимость
полученных
результатов.
(Приложение 2)
6.4. Необходимо соблюдение разработчиком проекта норм и правил
цитирования, ссылок на различные источники. (Приложение 3; Приложение 4)
6.5. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок
на источник проект к защите не допускается.
7. Требования к защите проекта
7.1. Защита итогового индивидуального проекта осуществляется в соответствии с Приложением 5.
7.2. Для защиты создаётся специальная комиссия, в состав которой могут
входить
учителя,
члены
научного
общества
учащихся,
педагоги
дополнительного
образования,
педагоги-психологи,
администрация
образовательного учреждения и иные квалифицированные работники.
Количество членов комиссии не должно быть менее 3-х и более 7 человек.
Состав комиссии для оценки индивидуальных проектов назначается приказом
директора школы.
7.3. Процедура защиты проводится в устной форме с обязательной демонстрацией фрагментов проекта или презентации и не должна превышать 10 минут, количество слайдов в презентации – не более 16. Обучающийся раскрывает
актуальность, поставленные задачи, суть проекта и выводы. Далее следуют отве4

ты на вопросы комиссии.
7.4. Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения
комиссией представленного продукта с краткой пояснительной запиской,
презентации учащегося и отзыва руководителя.
7.5. Итоговый индивидуальный проект может быть представлен на
ежегодной школьной научно-практической конференции, открытых научнопрактических конференциях различного уровня.
7.6. Лучшие проекты (по согласованию с автором проекта) размещаются
на сайте школы.
8. Критерии оценки итогового индивидуального проекта
8.1. При интегральном описании результатов выполнения проекта вывод
об уровне сформированности навыков проектной деятельности делается на
основе оценки всей совокупности основных элементов проекта (продукта и
пояснительной записки, отзыва, презентации) по каждому из четырех критериев:
1) способность к самостоятельному приобретению знаний и решению
проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные
способы ее решения, включая поиск и обработку информации, формулировку
выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения и
т.п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий;
2) сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий;
3) сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении
самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью
во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях;
4) сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в
умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты, аргументированно ответить на вопросы.
8.2. С целью определения степени самостоятельности учащегося в ходе
выполнения проекта необходимо учитывать два уровня сформированности
навыков проектной деятельности:
Примерное содержательное описание каждого критерия
Уровни сформированности
навыков проектной деятельности
Критерий
Базовый (1 балл)
Повышенный (2-3 балла)
Способность к Работа в целом
Работа в целом свидетельствует
самостоятельн свидетельствует о
о способности самостоятельно
ому
способности самостоятельно ставить проблему и находить
приобретению с опорой на помощь
пути ее решения;
5

Уровни сформированности
навыков проектной деятельности
Критерий
Базовый (1 балл)
Повышенный (2-3 балла)
знаний и
руководителя ставить
продемонстрировано свободное
решению
проблему и находить пути ее владение логическими
проблем
решения;
операциями, навыками
продемонстрирована
критического мышления,
способность приобретать
умение самостоятельно
новые знания и/или осваивать мыслить;
новые способы действий,
продемонстрирована
достигать более глубокого
способность на этой основе
понимания изученного.
приобретать новые знания
и/или осваивать новые способы
действий, достигать более
глубокого понимания
проблемы.
Сформированн Продемонстрировано
Продемонстрировано свободное
ость
понимание содержания
владение предметом проектной
предметных
выполненной работы. В
деятельности. Ошибки
знаний и
работе и в ответах на
отсутствуют.
способов
вопросы по содержанию
действий
работы отсутствуют грубые
ошибки.
Сформирован- Продемонстрированы навыки Работа тщательно спланирована
ность регуля- определения темы и
и последовательно реализована,
тивных
дей- планирования работы.
своевременно пройдены все нествий
Работа доведена до конца и
обходимые этапы обсуждения и
представлена комиссии; непредставления.
которые этапы выполнялись
Контроль и коррекция осупод контролем и при подществлялись самостоятельно.
держке руководителя. При
этом проявляются отдельные
элементы самооценки и самоконтроля учащегося.
Сформированн Продемонстрированы навыки Тема ясно определена и
ость
оформления проектной
пояснена. Текст/сообщение
коммуникативн работы и пояснительной
хорошо структурированы. Все
ых действий
записки, а также подготовки мысли выражены ясно, логично,
простой презентации. Автор
последовательно,
отвечает на вопросы.
аргументированно.
Работа/сообщение вызывает
интерес. Автор проекта
свободно отвечает на вопросы.

6

8.3. Решение о том, что проект выполнен на повышенном уровне,
принимается при условии, что:
1) такая оценка выставлена комиссией по каждому из трех предъявляемых
критериев, характеризующих сформированность метапредметных умений
(способности к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем,
сформированности
регулятивных
действий
и
сформированности
коммуникативных действий);
2) сформированность предметных знаний и способов действий может быть
зафиксирована на базовом уровне;
3) ни один из обязательных элементов проекта (продукт, пояснительная
записка, отзыв руководителя или презентация) не дает оснований для иного
решения.
8.4. Решение о том, что проект выполнен на базовом уровне, принимается
при условии, что:
1) такая оценка выставлена комиссией по каждому из предъявляемых
критериев;
2) продемонстрированы все обязательные элементы проекта: завершенный
продукт, отвечающий исходному замыслу, список использованных источников,
положительный отзыв руководителя, презентация проекта;
3) даны ответы на вопросы.
8.5. При осуществлении отбора при поступлении в профильные классы
может использоваться аналитический подход к описанию результатов,
согласно которому по каждому из предложенных критериев вводятся
количественные показатели, характеризующие полноту проявления навыков
проектной деятельности. При этом максимальная оценка по каждому критерию
не превышает 3 баллов.
Критерий
Способность к самостоятельному
приобретению знаний и решению проблем
Сформированность предметных знаний и
способов действий
Сформированность регулятивных действий
Сформированность коммуникативных
действий
Итого:

Уровни сформированности
навыков проектной деятельности
Базовый
Повышенный
1 балл
от 2 до 3 баллов
1 балл

от 2 до 3 баллов

1 балл
1 балл

от 2 до 3 баллов
от 2 до 3 баллов

4 балла

от 8 до 12 баллов

При
таком
подходе
достижение
базового
уровня
(отметка
«удовлетворительно») соответствует получению 4 первичных баллов (по одному
баллу за каждый из четырех критериев), а достижение повышенных уровней
соответствует получению 7-9 первичных баллов (отметка «хорошо») или 10-12
7

первичных баллов (отметка «отлично»).
8.6. В случае выдающихся проектов комиссия может подготовить особое
заключение о достоинствах проекта, которое может рассматриваться как
дополнительное основание при зачислении выпускника основной общей школы
на избранное им направление профильного обучения в старшей школе.
8.7. Отметка за выполнение проекта выставляется в графу «Проектная
деятельность» в классном журнале и личном деле. В документ государственного
образца об уровне образования – аттестат об основном общем образовании –
отметка выставляется в свободную строку.
9. Права и ответственность сторон.
Руководитель индивидуального проекта должен:
1) Совместно с обучающимся определить тему и учебный план работы по
индивидуальному образовательному проекту;
2) Совместно с обучающимся определить цель работы, этапы, сроки, методы работы, источники необходимой информации;
3) Мотивировать обучающего на выполнение работы по индивидуальному образовательному проекту;
4) Оказывать помощь обучающемуся по вопросам планирования, методики, формирования и представления результатов исследования;
5) Контролировать выполнение обучающимся плана работы по выполнению индивидуального образовательного проекта в указанные сроки.
Руководитель индивидуального проекта имеет право:
1) Требовать от обучающего своевременного и качественного выполнения
работы;
2) Использовать в своей работе имеющиеся в школе информационные ресурсы;
3) Обращаться к администрации школы в случае систематического несоблюдения сроков реализации плана индивидуального образовательного проекта.
Обучающийся должен:
1) Выбрать тему индивидуального образовательного проекта;
2) Посещать консультации и занятия по индивидуальному образовательному проекту;
3) Ответственно относиться к требованиям и рекомендациям руководителя
4) индивидуального образовательного проекта:
5) Подготовить публичный отчет о проделанной работе (защитить проект).
Обучающийся имеет право:
1) На консультацию и информационную поддержку руководителя на любом этапе выполнения индивидуального образовательного проекта;
2) Использовать для выполнения индивидуального образовательного проекта ресурсы школы.

8

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Алгоритм работы над итоговым индивидуальным проектом
Деятельность
учащихся
1. ПоискоОпределение темы и Обсуждают тему провый
целей проекта, его ис- екта с учителем и по(сентябрь). ходного положения. лучают при необходимости
дополнительную информацию.
Определяют цели проекта.
2. Аналити- а) Определение исФормируют задачи
ческий
точников необходипроекта.
(октябрь).
мой информации.
Вырабатывают план
б) Определение спо- действий.
собов сбора и анализа Выбирают и обосноинформации.
вывают критерии
в) Определение спо- успеха проектной деясоба представления
тельности.
результатов (формы
проекта).
г) Установление процедур и критериев
оценки результатов
проекта.
3. Работа над а) Сбор и уточнение Поэтапно выполняют
проектом
информации (основ- задачи проекта.
(ноябрьные инструменты: инфевраль)
тервью, опросы,
наблюдения, эксперименты и т.п.).
б) Выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив,
возникших в ходе выполнения проекта.
в) Выбор оптимального варианта хода проекта.
г) Поэтапное выполнение исследовательЭтап/срок

Содержание работы

9

Деятельность
учителя
Знакомит со смыслом проектного
подхода и мотивирует учащихся.
Помогает в определении цели проекта.
Наблюдает за работой учеников.
Предлагает идеи,
высказывает предложения. Наблюдает за работой учащихся.

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся.

Этап/срок
4. Анализ,
коррекция,
оценка результата
(март).
5. Рефлексия.
Защита индивидуального итогового проекта
(апрель).

Деятельность
учащихся

Содержание работы
ских задач.
а) Анализ информации.
б) Формулирование
выводов.

Выполняют исследование и работают над
проектом, анализируя
информацию. Оформляют проект.
а) Подготовка отчета о Представляют проект,
ходе выполнения про- участвуют в его колекта с объяснением
лективном анализе и
полученных результа- оценке.
тов (возможные формы
отчета: устный отчет,
устный отчет с демонстрацией материалов,
письменный отчет).
б) Анализ выполнения
проекта, достигнутых
результатов (успехов
и неудач) и причин
этого.

10

Деятельность
учителя

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Образец отзыва на проектную работу
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Керчи Республики Крым «Школа № 2»
Отзыв
на итоговый индивидуальный проект
«_____________________________________»
(указать тему)
Ф.И.0._____________________
ученика ____ класса

Текст отзыва

Дата

Руководитель (подпись)
11

ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Образец титульного листа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Керчи Республики Крым «Школа № 2»

Итоговый индивидуальный проект

«___________________________________________»
(указать тему)

по _______________________
(указать предмет)

Выполнил:
ученик (цы) _____класса
__________________________
Ф.И.О. (полностью)
Руководитель проекта:
учитель, предмет
Ф.И.О. (полностью)

2020
12

ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Оформление списка литературы к проектной работе
Список литературы оформляется в алфавитной последовательности. В нем
указываются: фамилия автора, инициалы, название работы, место и время ее
публикации. Каждое из наименований нумеруется.
Основная схема списка стоится по принципу:
Заголовок описания. Основное заглавие: сведения, относящиеся к заглавию
/ Сведения об ответственности. – Сведения об издании. – Место издания:
Издательство, Год издания. – Объем.
Книги без автора
Политология: учеб. пособие / сост. А. Иванов. – СПб.: Высш. школа, 2003.
– 250 с.
Основы политологии: словарь / под ред. А.Г. Белова, П.А. Семина. – М.:
Мысль, 2005. – 350 с.
Малый бизнес: перспективы развития: сб. ст. / под ред. В.С. Ажаева. – М.:
ИНИОН, 1991. – 147 с.
Книги одного автора
Игнатов, В.Г. Государственная служба субъектов РФ: Опыт сравнительноправового анализа: науч.- практ. пособие / В.Г. Игнатов. – Ростов н/Д: СКАГС,
2000. – 319 с.
Базаров, Т.Ю. Управление персоналом: учеб. пособие / Т.Ю. Базаров. – М.:
Академия, 2003. – 218 с.
Балабанов, И.Т. Валютные операции / И.Т. Балабанов. – М.: Финансы и
статистика, 1993. – 144 с.
Книги двух авторов
Корнелиус, X. Выиграть может каждый: Как разрешать конфликты / X.
Корнелиус, 3. Фэйр ; пер. П.Е. Патрушева. – М.: Стрингер, 1992. – 116 с.
Смирнов, К. Высшая математика: учебник / К. Смирнов, В. Петров. – М.:
Университет, 2003. – 220 с.
Агафонова, Н.Н. Гражданское право: учеб. пособие / Н.Н. Агафонова, Т.В.
Богачева; под общ. ред. А.Г. Калпина. – М.: Юрист, 2002. – 542 с.
Ершов, А.Д. Информационное управление в таможенной системе / А.Д.
Ершов, П. С. Конопаева. – СПб.: Знание, 2002. – 232 с.
Игнатов, В.Г. Профессиональная культура и профессионализм государственной службы: контекст истории и современность / В. Г. Игнатов, В. К. Белолипецкий. – Ростов н/Д: МарТ, 2000. – 252 с.
Книги трех авторов
Киселев, В.В. Анализ научного потенциала / В. В. Киселев, Т. Е. Кузнецова, З. З. Кузнецов. – М.: Наука, 1991. – 126 с.

13

Громов, С. Экономика: сб. ст. / С. Громов, Н. Тихонов, Т. Глушкова. – М.:
ЭКСМО, 2001. – 230 с.
Журавлев, П.В. Мировой опыт в управлении персоналом: обзор зарубежных источников / П. В. Журавлев, М.Н. Кулапов, С.А. Сухарев. – М.: Рос. Экон.
Акад.; Екатеринбург: Деловая книга, 1998. – 232 с.
Аяцков, Д.Ф. Кадровый потенциал органов местного самоуправления:
проблемы и опыт оценки / Д.Ф. Аяцков, С.Ю. Наумов, Е.Н. Суетенков. – Саратов: ПАГС, 2001. – 135 с.
Книги четырех и более авторов
Управленческая деятельность: структура, функции, навыки персонала /
К.Д. Скрипник [и др.]. – М.: Приор, 1999. – 189 с.
Философия: университетский курс: учебник / С. А. Лебедев [и др.]; под
общ. ред. С. А. Лебедева. – М.: Гранд, 2003. – 525 с.
Управление персоналом: от фактов к возможностям будущего: учеб. пособие / А.А. Брасс [и др.] – Минск: УП «Технопринт», 2002. –387 с.
Словари и энциклопедии
Социальная философия: словарь / под общ. ред. В.Е. Кемерова, Т.Х. Керимова. – М.: Академический Проект, 2003. – 588 с.
Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М.: Азбуковник, 2000. – 940 с.
Чернышев, В.Н. Подготовка персонала: словарь / В.Н. Чернышев, А.П.
Двинин. – СПб.: Энергоатомиздат, 2000. – 143 с.
Экономическая энциклопедия / Е. И. Александрова [и др.]. – М.: Экономика, 1999. – 1055 с.
Многотомные издания
История дипломатии: В 5 т. Т. 5. / под ред. А.А. Громыко. – М.: Госполитиздат, 1959. – 766 с.
Официальные документы
Конституция Российской Федерации: офиц. текст. - М.: ОСЬ-89, 2000. 48 с.
Об исполнении федерального бюджета за 2003 год: федер. закон от 4 апреля 2005 № 30-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2005. – № 15. Ст. 1275.
О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: указ
Президента РФ от 9 марта 2004 № 314 // Собрание законодательства РФ. - 2004.
– № 11. – Ст. 945.
Об инвестиционном фонде Российской Федерации: постановление Правительства от 23 ноября 2005 № 694 // Собрание законодательства РФ. – 2005. – №
48. – Ст. 5043.
Периодические издания
Статьи из газет
Титов В. Банковская система Северо – Запада России / В. Титов // Экономика и жизнь. – 2005. – № 1. – С. 38.
Серов А. Итоги национализации / А. Серов // Известия. – 2000. – 14 июня.
– С. 5.
14

Статьи из журналов
Терентьева Т. Банковские услуги: спрос и предложение / Т. Терентьева //
Деньги и кредит . – 2005. – №. 12. – С. 54-57.
Беков Т. Конституционные конфликты / Т. Беков // Государство и право. –
2004. – № 11. – С.19-25
Роль права в обеспечении интересов в Федерации // Журнал российского
права. – 2005. – №. 12. –С. 141-146
Электронные ресурсы локального доступа
(с информацией, зафиксированной на отдельном физическом носителе)
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2000 [Электронный ресурс]. –
М.: Кирилл и Мефодий, 2000. – 2 электрон. опт. диск
Электронные ресурсы удаленного доступа
(представленные в Интернете или внутренних сетях)
Руководство: как создавать контент и писать тексты для веб-сайтов?
[Электронный
ресурс].
–
Режим
доступа:
http://arcobalenoru.livejournal.com/16328.html.
Оформление сносок к проектной работе
Оформление сносок является обязательным и возможно двумя способами:
1) постранично (все приводимые цифры или цитаты обозначаются по возрастающей цифрами или звездочками);
2) с опорой на список литературы (после цитаты в скобках указывается
номер наименования в списке литературы и цитируемая страница).

15

ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Требования к защите проектной работы
1. Содержание защиты по проекту должно включать:
1) обоснование актуальности темы, практической значимости проекта;
2) изложение поставленных в нем целей и задач;
3) описание хода выполнения проекта и полученных результатов;
4) краткий обзор изученных источников и использованной литературы;
5) продуманную демонстрацию иллюстративного материала (в тех случаях, где это требуется).
Выступление ограничивается во времени — 5-10 минут.
2. Выступление оценивается на основе критериев:
1) соблюдение структуры выступления;
2) соблюдение регламента;
3) умение завоевать внимание аудитории и поддерживать его на протяжении всего выступления;
4) адекватность громкости и темпа;
5) адекватность языка и стиля;
6) уверенность и убедительность манеры изложения.
3. Ответы на вопросы после выступления должны соответствовать требованиям:
1) соответствия содержания ответов вопросам;
2) корректности при ответе на вопросы оппонентов;
3) краткости и аргументированности;
4) грамотности речи и стилистической выдержанности изложения.

16

ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Примерная структура итогового индивидуального проекта
1. Титульный лист. Паспорт проекта.
2. Краткая аннотация проекта (введение)
3. Обоснование необходимости проекта (анализ проблемной ситуации че-

рез определение противоречий существующей практики; актуальность проекта
для ученика, образовательного учреждения; степень адекватности проекта современным целям, задачам).
4. Цели и задачи проекта (определение конкретных целей, которые ставятся для решения поставленной проблемы, а также задач, которые будут решаться для достижения поставленной цели).
5. Основное содержание проекта (описание путей и методов достижения
поставленных целей, выработка механизма реализации проекта, каким образом
будет распространяться информация о проекте и т. д.).
6. Ресурсы.
7. Партнеры.
8. Целевая аудитория (принципы отбора отбор участников; целевая группа, на которую рассчитан проект).
9. План реализации проекта (план-график подготовки, этапы и сроки реализации проекта с намеченными мероприятиями, указанием).
10. Ожидаемые результаты и (или) социальный эффект (результатыпродукты, возможные последействия реализации проекта).
11. Перспективы дальнейшего развития проекта (возможность дальнейшего продолжения проекта и т.д. Указание ресурсов для дальнейшего продолжения
проекта).
12. Литература.

17

ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Рекомендации
к компьютерной презентации итогового индивидуального проекта
(уровень основного общего образования)
Структура
1. Компьютерная презентация проектной работы не должна превышать 15
слайдов.
2. Титульный лист презентации включает:
а) полное наименование образовательной организации (вверху по центру)
б) название проекта (по центру);
в) сведения об авторе и руководителе проекта (в правом нижнем углу);
г) год разработки проекта (внизу по центру).
3. Текст слайдов должен быть информативным и содержать основную информацию по всем разделам проекта, расположенную в порядке представления
каждого раздела (материалы введения, основной части описания проекта (этапы,
виды деятельности), заключения (результаты, выводы); «слайд обратной связи»
(благодарность за внимание, вопросы, обращение)
4. Слайды должны быть озаглавлены.
Содержание
Содержание следует излагать чётко, кратко, не перегружая слайды избыточной текстовой информацией. Детализированное описание следует размещать
в тексте работы.
Следует придерживаться одного из важнейших принципов презентации –
минимум текстовой информации, максимум визуализации.
Оформление
1. Компьютерные презентации удобно создавать при помощи программы
Microsoft Power Point.
2. Следует использовать единую цветовую схему (не более 3-х цветов) или
готовые встроенные дизайны.
3. Цвет текста определяется по контрасту с основным цветовым фоном
презентации.
4. Размер шрифта: для заголовка – не менее 28, для текста – 18–22.
5. Наглядность слайда может быть обеспечена при помощи иллюстраций,
графиков, схем, таблиц.
ВНИМАНИЕ! Не рекомендуется включать цветовые и анимационные эффекты,
т.к. они отвлекают внимание слушателей от сути проекта.
18

ПРИЛОЖЕНИЕ 8
План выполнения итогового индивидуального проекта (для обучающихся)
Этап
Планируемая
Дата
Подпись
работы над
Виды деятельности
дата
фактически руководителя
проектом
исполнения
Подготовка Выбор темы учебного
проекта и тем исследований обучающегося.
Разработка основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы.
Планиро- Формулировка задач, кование
торые следует решить.
Выбор средств и методов
решения задач.
Определение последовательности и сроков работы.
Достигну- Самостоятельная работа.
тый реОформление записки, плазультат
катов и др.
Защита
Окончательное оформление проекта для защиты.

19

ПРИЛОЖЕНИЕ 9
Лист ознакомления родителей (для классного руководителя)
№
п/п

ФИО
обучающегося

Тема
проекта

Дата
выполнения
проекта

1.
2.
...

20

Дата
защиты

Подпись
родителей

ПРИЛОЖЕНИЕ 10
Лист оценивания итогового индивидуального проекта
Ф.И.О.______________________________класс___________
Уровни сформированности навыков
проектной деятельности
Базовый (1 балл)
Повышенный (2-3 балла)
Способность к
Работа в целом
Работа в целом свидетельствует о
самостоятельному
свидетельствует о
способности самостоятельно
приобретению
способности
ставить проблему и находить
знаний и решению
самостоятельно с опорой на пути ее решения;
проблем
помощь руководителя
продемонстрировано свободное
ставить проблему и
владение логическими
находить пути ее решения;
операциями, навыками
продемонстрирована
критического мышления, умение
способность приобретать
самостоятельно мыслить;
новые знания и/или
продемонстрирована способность
осваивать новые способы
на этой основе приобретать новые
действий, достигать более
знания и/или осваивать новые
глубокого понимания
способы действий, достигать
изученного.
более глубокого понимания
проблемы.
Сформированность
Продемонстрировано
Продемонстрировано свободное
предметных знаний
понимание содержания
владение предметом проектной
и способов действий выполненной работы. В
деятельности. Ошибки
работе и в ответах на
отсутствуют.
вопросы по содержанию
работы отсутствуют грубые
ошибки.
Сформированность
Продемонстрированы
Работа тщательно спланирована и
регулятивных дей- навыки определения темы и последовательно реализована,
ствий
планирования работы.
своевременно пройдены все неРабота доведена до конца и обходимые этапы обсуждения и
представлена комиссии;
представления.
некоторые этапы выполняКонтроль и коррекция осуществлись под контролем и при
лялись самостоятельно.
поддержке руководителя.
При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля
учащегося.
Сформированность
Продемонстрированы
Тема ясно определена и пояснена.
коммуникативных
навыки оформления
Текст/сообщение хорошо
действий
проектной работы и
структурированы. Все мысли
пояснительной записки, а
выражены ясно, логично,
также подготовки простой
последовательно,
презентации. Автор
аргументированно.
отвечает на вопросы.
Работа/сообщение вызывает
интерес. Автор проекта свободно
отвечает на вопросы.
Итого
Критерий

«_____»________________ 20___г.

Количество
баллов

__________________/___________________/

(дата)

(подпись члена комиссии)

21

(расшифровка подписи)

ПРИЛОЖЕНИЕ 11
МБОУ г. Керчи РК «Школа № 2»
ПРОТОКОЛ
защиты итогового индивидуального проекта обучающихся 9 класса

Ф.И.О. председателя комиссии: ____________________________________________________
Ф.И.О. членов комиссии:

____________________________________________________
____________________________________________________

На защиту явились допущенные к нему ______________ человек.
Не явились __________ человек.
Ф.И.О. неявившихся: _____________________________________________________________
Защита началась в _____________ час ________мин
Защита закончилась в __________ час ________мин
№

ФИО обучающегося

Тема проекта

Итоговая
оценка

1
2
3
Особые мнения членов комиссии об оценке ответов отдельных учащихся:
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Запись о случаях нарушений установленного порядка защиты в комиссии:
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Дата проведения защиты:

«_____»________________ 20__ г.

Дата внесения в протокол оценок: «_____»________________ 20__ г.
Председатель комиссии:

____________________/________________________

Члены комиссии:

____________________/________________________

(подпись)

(расшифровка)

(подпись)

(расшифровка)

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».