Положение об организации инклюзивного образования (от 20.12.2019 № 709)

1

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее
недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медикопедагогической комиссией и препятствующие получению образования без созданияспециальных
условий (п.16 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»).
Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся
с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей
(п. 27 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»).
Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная
для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их
писхофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости
обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц (п.28
ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
1.4. Основной целью инклюзивного образования является реализация права обучающихся с ОВЗ
на получение общего образования в соответствии с федеральными государственными
образовательными стандартами, создание условий для коррекции нарушений в их развитии и
социальной адаптации, оказание ранней коррекционной помощи на основе специальных
педагогических подходов.
1.5. Задачи инклюзивного образовании:
 создание эффективной системы психолого-педагогического и медико-социального
сопровождения обучающихся с ОВЗ в Учреждении с целью максимальной коррекции
недостатков их психофизического развития, эмоционально-волевой сферы, активизации
познавательной деятельности, формирования навыков и умений учебной деятельности;
 освоение обучающимися с ОВЗ общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС;
 преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы через включение
детей в успешную деятельность;

постоянное повышение мотивации ребёнка на основе его личной заинтересованности и
через осознанное отношение к позитивной деятельности;
 охрана и укрепление физического, нервно-психического здоровья детей;
 оказание консультативной помощи семьям, воспитывающим детей особыми
образовательными потребностями, включение законных представителей в процесс обучения и
воспитания ребёнка, формирование у них адекватного отношения к особенностям его развития,
выработка оптимальных подходов к проблемам семейного воспитания;
 изменение общественного сознания по отношению к детям с особыми образовательными
потребностями;
 формирование у всех участников образовательного процесса толерантного отношения
кпроблемам обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
1. Организация инклюзивного образования
2.1. Образование обучающихся с ОВЗ осуществляет Учреждение, реализующее
общеобразовательные программы.
2.2. Зачисление обучающихся с ОВЗ в Уреждение осуществляется в общем порядке,
установленном Российской Федерацией для приема граждан в образовательное учреждение.
2.3. Инклюзивное образование детей с ОВЗ школьного возраста может быть организовано в форме
совместного обучения детей с ОВЗ и детей, не имеющих таких ограничений, в одном классе (класс
инклюзивного образования) Учреждение, реализующей основные образовательныепрограммы,
если это не препятствует успешному освоению образовательных программ всеми обучающимися.
Численность детей с ОВЗ, обучающихся в таком классе, не может превышать 4 человек.
2

2.4. Выбор образовательной программы обучения ребенка с ОВЗ зависит от степени
выраженности недостатков физического и (или) психического развития, сложности структуры
нарушения, образовательных потребностей, уровня готовности ребенка к включению в
средунормально развивающихся сверстников и определяется психолого-медико-педагогической
комиссией.
2.5. Форма получения общего образования по конкретной образовательной программе
определяется родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося.
При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося
формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка (п.3
раздела 2 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основнымобщеобразовательным программам – образовательным программам начального, общего,
исреднего общего образования (утв. Приказом Минобрнауки РФ от 30 августа 2013 г. № 1015).
2.6. Необходимыми условиями организации инклюзивного образования в Учреждении являются:
 создание адаптивной среды (инфраструктура, нормативно-правовые, материальные,
информационные, психолого-педагогические ресурсы);
 повышение квалификации педагогических работников;
 создание психолого-медико-педагогического консилиума для организации психологопедагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
2.7. Решение о создании в Учреждении классов инклюзивного образования принимается
Учредителем.
2.8. Критерии организации инклюзивного образования. В качестве критериев организации
инклюзивного образования следует рассматривать:
 особые образовательные потребности ребенка, обусловленные выраженностью первичного
дефекта уровнем развития, индивидуальными интеллектуальными и эмоциональноличностными особенностями, препятствующие получению образования без создания
специальных условий;
 готовность социальной среды (условия семейного воспитания, возможность оказания
соответствующей поддержки со стороны родителей (законных представителей)
инклюзируемого ребенка, педагогических работников, родителей (законных представителей) и
обучающихся, не имеющих нарушений в развитии);
 соответствие образовательной среды Учреждение потребностям инклюзированного
ребенка: созданы необходимые условия для получения без дискриминации качественного
образования лицами с ОВЗ, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации,
оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и
наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в
максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и
определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц (ст. 5 Федерального
закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
2.9. В Учреждении инклюзивное обучение детей с ОВЗ с учетом развития ребенка может быть
организовано:
 по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего
образования:
I ступень - начальное общее образование (нормативный срок освоения 4 года);
II ступень - основное общее образование (нормативный срок освоения 5 лет);
III ступень - среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения 2 года)
 адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями ПМПК;

по индивидуальной (адаптированной) образовательной программе.
2.10. Специфика Учреждения по обучению детей с ОВЗ, а также вид реализуемых
образовательных программ определяется самостоятельно в соответствии с рекомендациями
ПМПК.
3

2.11. При реализации общеобразовательных программ используются различные образовательные
технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии.
2.12. Содержание образовательного процесса в инклюзивных классах определяется
программами для общеобразовательных классов, утвержденными Министерством образования и
науки РФ, типовым базисным учебным планом, годовым календарным графиком и расписанием
занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми образовательными учреждениями самостоятельно,
а также индивидуальным учебным планом для ребенка с особыми образовательными
потребностями.
2.13. Для составления учебного плана на текущий учебный год с целью организации обучения
детей с ОВЗ в инклюзивной форме используется базисный учебный план.
2.14. Индивидуальный учебный план для ребенка с особыми образовательными потребностями
разрабатывается и утверждается на основе базисного учебного плана, рекомендаций ПМПК и
индивидуальной программы реабилитации ребенка – инвалида, с обязательным учетом мнения
родителей (законных представителей) ребенка с особыми образовательными потребностями.
2.15. Индивидуальный учебный план ребенка с особыми образовательными потребностями
является приложением к договору, заключаемому между администрацией Учреждения и
родителями (законными представителями) ребенка.
2.16. При разработке индивидуального учебного плана для ребенка с особыми образовательными
потребностями в него включаются:
 необходимость полного или частичного присутствия тьютора в образовательном процессе;
 организация индивидуального щадящего режима (снижение объема заданий,
дополнительный день отдыха в течение недели и др.);
 организация обучения в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся с
особыми образовательными потребностями по учебникам для специальных (коррекционных)
школ или по учебникам общеобразовательных школ;
 организация индивидуальных и групповых занятий общеразвивающей и предметной
направленности;
 организация обязательных дополнительных внешкольных и внеклассных коррекционноразвивающих занятий с психологом, логопедом, дефектологом и другими специалистами;
 целесообразность нахождения обучающихся с особыми образовательными потребностями в
Учреждении полного дня, а также форма и продолжительность самоподготовки обучающихся.
2.17. Индивидуальный учебный план для ребенка с особыми образовательными потребностями
может разрабатываться на учебный год, либо на полгода, либо на каждую четверть.
ПМПк Учреждение вправе в любое время вносить в индивидуальный учебный план изменения по
ходатайству педагогов, родителей (законных представителей), членов окружной ПМПК.
2.18. Образовательная деятельность по образовательным программам, в том числе
адаптированным образовательным программам, организуется в соответствии с расписанием
учебных занятий, которое определяется Учреждением.
2.19. Обучение детей с ОВЗ организуется по учебникам, соответствующим программе обучения.
Решение по этому вопросу принимает учитель, согласовывая его с методическим советом и
администрацией Учреждение.
2.20. Оценка знаний детей с ОВЗ в классах инклюзивного обучения осуществляется в
соответствии с образовательной программой, а также с учетом особенностей их психофизического
развития и индивидуальных возможностей.
3.

Организация обучения на дому (внеурочная инклюзия)

3.1. Индивидуальное обучение на дому по образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования организуется для обучающихся, нуждающихся
в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать
Учреждение.
4

3.2. Основанием для организации обучения на дому являются заключение медицинской
организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей).
3.3. По ходатайству администрации Учреждения в соответствии с представленными родителями
(законными представителями) документами, издается приказ, в котором утверждается перевод
обучающегося на обучение на дому на период, указанный в медицинской справке.
3.4. По окончании срока действия медицинского заключения администрация Учреждение обязана
совместно с родителями (законными представителями) решить вопрос о дальнейшей форме
обучения.
3.5. Организация образовательного процесса при обучении на дому регламентируется:
 индивидуальным учебным планом;
 индивидуальным расписанием занятий;
 годовым календарным учебным графиком.
3.6. Индивидуальный учебный план обучающегося должен отвечать требованиям федерального
государственного образовательного стандарта и включать все предметы учебного плана
Учреждение.
3.6.1. Индивидуальный учебный план для обучения на дому по медицинским показаниям
утверждается приказом директора Учреждение и согласуется с родителями (законными
представителями).
3.6.2. Право распределения часов учебного плана по учебным предметам предоставляется
Учреждением с учѐтом индивидуальных психофизических особенностей, интересов
обучающегося, его заболевания, программы обучения, согласия родителей (законных
представителей).
3.7. Фамилия обучающегося на дому по индивидуальному учебному плану, данные об его
успеваемости за четверть (полугодие), а также о переводе из класса в класс вносятся в классный
журнал соответствующего класса Учреждение.
3.8. Контроль за своевременным проведением индивидуальных занятий на дому осуществляет
классный руководитель, а за выполнением образовательных программ - заместитель директора по
учебно-воспитательной работе.
3.9. Обязательная документация при организации обучения на дому (внеурочной инклюзии):
 справка врачебной комиссии о рекомендациях организации обучения на дому;
 копия документа, подтверждающего инвалидность обучающегося (при наличии
инвалидности);
 заявление родителя (законного представителя) обучающегося;
 приказ директора Учреждение об организации индивидуального обучения на дому;
 учебный план для обучающегося индивидуально на дому;
 журнал индивидуального обучения на дому;
 классный журнал;
 рабочие программы по предметам в соответствии с Учебным планом.
4.

Образование детей по адаптированным программам (полная инклюзия) и по
индивидуальным адаптированным программам (частичная инклюзия)

4.1. При полной инклюзии в класс для совместного обучения с обучающимися, не имеющих
ограничений в здоровье, зачисляются не более 4 обучающихся с ОВЗ.
4.2. Специальная помощь обучающимся, поступившим на инклюзивное обучение, оказывается
социально-психолого-педагогической службой Учреждение.
4.3. Прием обучающихся с ОВЗ в Учреждение осуществляется на общих основаниях.
4.4. Наполняемость класса, в котором обучаются дети с ОВЗ должна составлять вместе с ними не
более 25 человек.
4.5. При организации инклюзивного обучения Учреждение обязано создавать материально –
технические, методические, финансовые, психолого-педагогические условия для предоставления
5

возможности обучающимся с ОВЗ достигать планируемых результатов ФГОС НОО, ФГОС ООО,
ФГОС СОО, которые определены основной общеобразовательной программой уровня
образования.
5. Права и обязанности участников образовательных отношений при получении общего
образования обучающимися с ОВЗ
5.1. Права и обязанности обучающихся с ОВЗ, их родителей (законных представителей),
педагогических работников Учреждение, реализуются в соответствии с Федеральным законом
«Об образовании в Российской Федерации», Уставом, локальными актами Учреждения.
5.2. Обучающиеся с ОВЗ имеют равные права с остальными обучающимися Учреждения.
5.3. Обучающиеся с ОВЗ обеспечиваются бесплатным питанием (ст.79 ФЗ).
6. Организация аттестации обучающихся с ОВЗ
6.1. Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема
учебного предмета, курса образовательной программы, сопровождается текущим контролем
успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся. Формы, периодичность и порядок
проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся
определяется организацией самостоятельно (п.19 раздела 2 Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам –
образовательным программам начального, общего, и среднего общего образования (утв. Приказом
Минобрнауки РФ от 30 августа 2013 №1015).
6.2. Освоение обучающимися основных образовательных программ основного общего и среднего
общего образования завершается государственной итоговой аттестацией, которая является
обязательной.
6.3. Решение об итоговой аттестации детей с ОВЗ принимает педагогический совет Учреждение.
6.4. Для детей с ОВЗ, освоивших основные общеобразовательные программы, государственная
(итоговая) аттестация проводится в форме Основного государственного экзамена илив форме
Единого государственного экзамена. Выбранные выпускником форма (формы) государственной
(итоговой) аттестации и общеобразовательные предметы, по которым он планирует сдавать
экзамены, указываются им в заявлении.
6.5. Государственный выпускной экзамен для детей с ОВЗ организуется с учетом особенностей их
психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.
6.6. Дети с ОВЗ, получившие образование в форме инклюзивного образования и успешно
прошедшие ГИА по образовательным программам основного общего и среднего
общегообразования, получают аттестат об основном общем или среднем общем образовании,
подтверждающий получение общего образования соответствующего уровня (п. 20 раздела 2
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального, общего,
исреднего общего образования (утв. Приказом Минобрнауки РФ от 30 августа 2013 №1015).
7. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ, обучающегося в форме
инклюзивного образования
7.1.Диагностико-коррекционное
и
психолого-медико-педагогическое
сопровождение
обучающихся детей с ОВЗ в Учреждении сопровождается ПМПК.
7.2. Специалисты ПМПК:
 осуществляют психолого-медико-педагогическое обследование детей с ОВЗ;
 определяют возможности инклюзии конкретного ребенка, условий и форм инклюзии;

6

 проводят предварительную работу с обучающимися, родителями (законнымипредставителями),
педагогическими работниками Учреждение, направленную на подготовку в Учреждении
инклюзивного образования;
 разрабатывают совместно с педагогами индивидуальные образовательные маршруты;
 отслеживают эффективность обучения детей с ОВЗ по программе, рекомендованной ПМПК;
 организуют систематическое сопровождение образовательного процесса в условияхинклюзии;
 осуществляют анализ выполненных рекомендаций всеми участниками процесса инклюзии;
 согласуют со специалистами ПМПК оценку результатов обучения.
7.3. Комплексное сопровождение детей с ОВЗ в условиях Учреждение осуществляют педагогпсихолог, дефектолог, логопед, классный руководитель, учитель.
7.4. Результаты адаптации, продвижения в развитии и личностном росте обучающихся,
формирования навыков образовательной деятельность, освоение образовательных программ,
показатели функционального состояния их здоровья фиксируются в документации ПМПК.
8. Кадровое обеспечение образовательного процесса в классах инклюзивного обучения
8.1. В классах инклюзивного обучения работают педагоги, специалисты (педагог-психолог,
учитель-дефектолог, логопед, социальный педагог и др.) и медицинские работники, прошедшие
специальную подготовку.
8.2. Общее руководство деятельностью педагогов и специалистов, работающих в классах
инклюзивного обучения, осуществляет директор Учреждения, непосредственное руководство –
заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

7

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».