Рабочая программа воспитания МБОУ на 2021-2025 гг. (от 02.06.2021 № 295)

Согласовано
на заседании педагогического совета
Протокол № 8
от «26» мая 2021 г.

Утверждено
Приказом директора
МБОУ г. Керчи РК «Школа № 2»
№ 295 от «02» июня 2021 г.

Рабочая
программа воспитания
МБОУ г. Керчи РК «Школа № 2»

Керчь, 2021

1. Особенности организуемого в школе воспитательного процесса
МБОУ г. Керчи РК «Школа № 2» была построена и распахнула свои
двери для учеников в 1967 году, школа носила имя Желябова.
На основании распоряжения Керченского городского головы от
31.03.2000 г. № 391-/Г. средняя школа № 2 имени Желябова города Керчи
переименована в общеобразовательную школу № 2 им. Желябова I-III
ступеней.
На основании решения исполнительного комитета Керченского
городского совета № 906 от 24.10.2003 г. общеобразовательная школа № 2 им.
Желябова I-III ступеней переименована в общеобразовательную школу I-III
ступеней № 2 города Керчи Автономной Республики Крым.
На основании решения исполнительного комитета Керченского
городского совета № 13 от 21.01.2005 г. общеобразовательная школа I-III
ступеней № 2 города Керчи Автономной Республики Крым переименована в
Керченскую общеобразовательную школу I-III ступеней № 2 Керченского
городского совета Автономной Республики Крым.
На основании решения 11 сессии 1 созыва № 154-1/14 от 18.12.2014 г.
Керченская общеобразовательная школа I-III ступеней № 2 Керченского
городского совета Автономной Республики Крым переименована в
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города
Керчи Республики Крым «Школа № 2» (МБОУ г. Керчи РК «Школа №
2»).
Педагогический коллектив МБОУ г. Керчи РК «Школа № 2»
ориентируется на создание в образовательной организации психологически
комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно
конструктивное взаимодействие школьников и педагогов. Одним из
критериев качество профессиональной деятельности педагогов является
уровень их квалификации. Профессиональная квалификация является
интегральным образованием, включающим в себя профессиональный опыт,
мотивацию,
личностные
качества
и
другие
профессиональные
характеристики. Она непосредственно влияет на качество и результативность
деятельности педагога, обеспечивает готовность и способность выполнения
различных профессиональных задач. Предназначение МБОУ г. Керчи РК
«Школа № 2» – это динамично развивающаяся воспитательная система с
отлаженным механизмом кадрового, учебно-методического и материальнотехнического обеспечения, в образовательном пространстве которой
комфортно чувствуют себя как одаренные обучающиеся, так и обучающиеся
со специальными образовательными потребностями – дети с ОВЗ и детиинвалиды.
Деятельность школы основывается на том, что школа существует для
всех – доступность для каждого – личностно-ориентированный подход.
Согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года, педагогический коллектив работает над воспитанием
высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные
2

духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями,
способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества,
готовой к мирному созиданию и защите Родины, любящей свой родной край,
свою малую Родину – Крым.
Республика Крым имеет богатейшее историко-культурное наследие. На
ее территории имеются памятники цивилизаций разных времен: наскальные
рисунки бронзового века урочища Таш-Аир близ Бахчисарая, остатки
Боспорского царства (Пантикапей), остатки древнегреческих колоний
(Херсонес, Беляус, Тиритака, Мермекий и др.), столицы Скифского царства
Неаполя Скифского, средневековые «пещерные» города и монастыри
(Мангуп, Чуфут-Кале), генуэзские и османские крепости в Феодосии и в
Судаке, комплекс Ханского дворца в Бахчисарае, мечеть Джума-Джами в
Евпатории и многие другие.
Гордостью крымчан являются замечательные памятники архитектуры:
Ливадийский дворец в Ялте (архитектор Н. Краснов), Воронцовский дворец в
Алупке (архитектор Э. Блор), комплекс железнодорожного вокзала в городе
Симферополе (архитектор А. Душкин), Набережная реки Салгир в городе
Симферополе (архитектор А. Полегенький) и др.
С Крымом связаны имена выдающихся деятелей науки, искусства,
литературы: В. Вернадского, И. Курчатова, К. Щелкина, И. Айвазовского,
М. Волошина, И. Гаспринского, А. Пушкина, Л. Толстого, А. Грина и др.
Территория Крыма была плацдармом локальных и мировых войн. На
небольшой территории Крымского полуострова находятся два города-героя –
Керчь и Севастополь, а также город воинской славы – Феодосия. Крым явил
миру высокие образцы как личного патриотизма (Даша Севастопольская,
матрос Кошка, Володя Дубинин, Витя Коробков, Амет-Хан Султан и мн. др.),
так и массового (участники обороны Севастополя в Крымской войне 18531855 гг. и в Великой Отечественной войне, участники Эльтигенского десанта,
защитники Ишуньских позиций, участники штурма Перекопа, отважные
крымские партизаны и подпольщики).
Территория Крыма является геополитическим перекрестком эпох и
народов, одним из уникальных полиэтнических регионов России. Состав
населения Крыма в настоящее время насчитывает представителей
более 130 национальностей и нескольких десятков конфессий. Крым
является ярким примером многовекового мирного добрососедства разных
народов и вероисповеданий.
Социально-экономические изменения в жизни России, в целом, и
Республики Крым, в частности, требуют от современной молодежи умения
гибко реагировать на смену условий жизни, адаптироваться к насущным
социальным и профессиональным требованиям, жить в многонациональном
и поликультурном мире. Повышение роли личности во всех сферах
общественной жизни актуализирует проблему воспитания устойчивости
личности в окружающем мире.
Исторические события 2014 года, связанные с возвращением Крыма в
состав Российской Федерации, ярко продемонстрировали высокий
патриотический потенциал крымского общества, основанный на
3

цивилизационном выборе, чувстве неотъемлемой сопричастности у народа
Крыма к российскому культурному и духовному миру.
Исходя из выше сказанного, традиционными приоритетными
направлениями в сфере воспитания детей в МБОУ г. Керчи РК «Школа № 2»
является: воспитание патриотизма как основы всей воспитательной работы и
формирование любви к родному краю как основополагающего элемента
воспитания патриота страны; воспитание доброжелательного, бережного
отношения к народам населяющим Крымский полуостров, формирование у
детей и молодежи готовности к осознанной жизни в духе взаимопонимания
мира, согласия между всеми народами, этническими национальностями,
религиозными группами; воспитание жизнестойкости как черты характера,
противостоящей
любому
негативному
влиянию
и
позитивно
воспринимающей мир и свое место в нем.
Процесс воспитания в МБОУ г. Керчи РК «Школа № 2» основывается на
следующих принципах взаимодействия педагогов и школьников:
- неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка,
соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета
безопасности ребенка при нахождении в школе;
- ориентир на создание в школе психологически комфортной среды для
каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное
взаимодействие школьников и педагогов;
- реализация процесса воспитания главным образом через создание в
школе детско-взрослых общностей, которые бы объединяли детей и
педагогов яркими и содержательными событиями, общими позитивными
эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- организация основных совместных дел школьников и педагогов как
предмета совместной заботы и взрослых, и детей;
- системность, целесообразность и не шаблонность воспитания как
условия его эффективности.
Основными традициями воспитания в школе являются следующие:
- стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются
ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция
воспитательных усилий педагогов;
- важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых
для воспитания других совместных дел педагогов и школьников является
коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное
проведение и коллективный анализ их результатов;
- в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления
ребенка увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного
наблюдателя до организатора);
- в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность
между классами, поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное
взаимодействие школьников, а также их социальная активность;
- педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в
рамках школьных классов, кружков, секций и иных детских объединений, на
установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
4

- ключевой фигурой воспитания в школе является классный
руководитель, реализующий по отношению к детям защитную, личностно
развивающую,
организационную,
посредническую
(в
разрешении
конфликтов) функции.
2. Цель и задачи воспитания
Современный национальный воспитательный идеал – это
высоконравственный, творческий, компетентный гражданин Республики
Крым и России, принимающий судьбу Отечества как свою личную,
осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны,
укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального
народа Крыма и Российской Федерации.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на
базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество,
природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая
цель воспитания в МБОУ г. Керчи РК «Школа № 2» – личностное развитие
школьников, проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало
на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых
знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным
ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта
поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на
практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально
значимых дел).
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным
особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие целевые
приоритеты, соответствующие трем уровням образования:
1. В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень
начального общего образования) таким целевым приоритетом является
создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально
значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в
котором они живут.
Выделение данного приоритета связано с особенностями детей
младшего школьного возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем
новом социальном статусе – статусе школьника, то есть научиться
соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам и
принятым традициям поведения. Такого рода нормы и традиции задаются в
школе педагогами и воспринимаются детьми именно как нормы и традиции
поведения школьника. Знание их станет базой для развития социально
значимых отношений школьников и накопления ими опыта осуществления
социально значимых дел и в дальнейшем, в подростковом и юношеском
возрасте.
К наиболее важным из них относятся следующие:
5

- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом
(сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших
членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая
старшим;
- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час»
как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до
конца;
- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город,
село, свою страну;
- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в
классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности,
о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы;
не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);
- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать
спорные вопросы, не прибегая к силе;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность,
ценить знания;
- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ
жизни;
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду;
стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь
прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать
нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной
национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного
положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться
быть в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и
проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно,
без помощи старших.
Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций,
понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка этого
возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в
открывающуюся ему систему общественных отношений.
2. В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного
общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных
условий для развития социально значимых отношений школьников, и,
прежде всего, ценностных отношений:
- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия
человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и
ощущения уверенности в завтрашнем дне;
- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в
котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана
ему предками и которую нужно оберегать;
6

- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее
существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны
человека;
- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию
крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем
и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее
человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к культуре как духовному богатству общества и важному условию
ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему
чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его
хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;
- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как
равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать
доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку
радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и
самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для
личностного развития школьника, так как именно ценности во многом
определяют его жизненные цели, его поступки, его повседневную жизнь.
Выделение данного приоритета в воспитании обучающихся по уровням
основного общего образования, связано с особенностями детей
подросткового возраста: с их стремлением утвердить себя как личность в
системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую
значимость для детей приобретает становление их собственной жизненной
позиции, собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст –
наиболее удачный возраст для развития социально значимых отношений
школьников.
3. В воспитании детей юношеского возраста (уровень среднего общего
образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий
для приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых
дел.
Выделение данного приоритета связано с особенностями школьников
юношеского возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в
выборе дальнейшего жизненного пути, который открывается перед ними на
пороге самостоятельной взрослой жизни. Сделать правильный выбор
старшеклассникам поможет имеющийся у них реальный практический опыт,
который они могут приобрести в том числе и в школе. Важно, чтобы опыт
оказался социально значимым, так как именно он поможет гармоничному
вхождению школьников во взрослую жизнь окружающего их общества. Это:
- опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
- трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;
7

- опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу,
стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской
позиции;
- опыт природоохранных дел;
- опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома
или на улице;
- опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения
научных исследований, опыт проектной деятельности;
- опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия
человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт
творческого самовыражения;
- опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других
людей;
- опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых
людях, волонтерский опыт;
- опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого
самовыражения и самореализации.
Добросовестная работа педагогов, направленная на достижение
поставленной цели, позволит ребенку получить необходимые социальные
навыки, которые помогут ему лучше ориентироваться в сложном мире
человеческих взаимоотношений; эффективнее налаживать коммуникацию с
окружающими; увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними;
продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного
социального положения; смелее искать и находить выходы из трудных
жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать свой жизненный путь в
сложных поисках счастья для себя и окружающих его людей.
Достижению поставленной цели воспитания школьников будет
способствовать решение следующих основных задач:
1) развивать творческие способности одарённых детей Крыма,
реализовывать их творческий
и интеллектуальный
потенциал;
стимулировать талантливую молодёжь Крыма, презентовать их достижения
в различных отраслях искусства, науки и других сферах деятельности,
популяризировать детское творчество; пропагандировать крымское
региональное культурное наследие;
2) реализовывать воспитательные возможности общешкольных
ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования,
организации, проведения и анализа в школьном сообществе;
3) реализовывать потенциал классного руководства в воспитании
школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни
школы и республиканском уровне;
4) вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные
объединения, работающие по школьным программам внеурочной
деятельности,
реализовывать
их
воспитательные
возможности,
пропагандировать региональный крымоведческий потенциал;
8

5) использовать в воспитании детей возможности школьного урока,
поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с
учащимися;
6) инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как
на уровне школы, так и на уровне классных сообществ;
7) поддерживать деятельность функционирующих на базе школы
детских общественных объединений и организаций;
8) реализовывать
воспитательный
потенциал
совместной
деятельности с целью формирования любви к родному краю как
основополагающего элемента воспитания патриота Крыма и всей страны,
бережного отношения к природному наследию;
9) организовывать профориентационную работу со школьниками
используя крымский опыт;
10) усилить работу по формированию поведенческой культуры
обучающихся, формировать навыки решения спорных и конфликтных
вопросов в соответствии с принципами толерапнтности и взаимного
уважения;
11) развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать
ее воспитательные возможности, создавая школьный дом, в котором уютно
всем;
12) организовать работу с семьями школьников, их родителями или
законными представителями, направленную на совместное решение проблем
личностного развития детей.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в
школе интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что
станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения
школьников.
3. Виды, формы и содержание деятельности
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в
рамках следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из
них представлено в соответствующем модуле.
3.1. Инвариантные модули
3.1.1. Модуль «Классное руководство»
Осуществляя работу с классом, педагог (классный руководитель)
организует работу с коллективом класса; индивидуальную работу с
учащимися вверенного ему класса; работу с учителями, преподающими в
данном классе; работу с родителями учащихся или их законными
представителями; принимает участие в ежегодном крымском региональном
конкурсе педагогического мастерства «Лучший классный руководитель»;
ежегодном крымском «Форуме классных руководителей»; выполняет
(использует в работе) постановление резолюции Всекрымского съезда
классных руководителей (1 раз в 5 лет); региональном конкурсе видео-уроков
«Урок нравственности» и других.
9

Работа с классным коллективом:
• инициирование и поддержка участия класса в общешкольных
ключевых делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке,
проведении и анализе;
• организация интересных и полезных для личностного развития
ребенка совместных дел с учащимися вверенного ему класса
(познавательной,
трудовой,
спортивно-оздоровительной,
духовнонравственной,
творческой,
профориентационной
направленности),
позволяющие с одной стороны,
– вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им
возможность самореализоваться в них, а с другой,
– установить и упрочить доверительные отношения с учащимися класса,
стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в
обществе;
• проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного
общения педагога и школьников, основанных на принципах уважительного
отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого
ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения и
принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды
для общения;
• сплочение коллектива класса через:
- игры и тренинги на сплочение и командообразование;
- организация различных мероприятий, экскурсий совместно с родителями;
- организация, совместно с ученическими микрогруппами и родителями
поздравлений, творческих подарков, внутриклассных «огоньков», дающих
каждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в жизни
класса;
• изучение индивидуальных особенностей каждого обучающегося в
классе, его склонностей и интересов;
• создание благоприятного морально-психологического климата для
каждого обучающегося в классе;
• выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих
детям освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в
школе;
• изучение социального состава семей класса, социальных проблем
обучающихся.
Индивидуальная работа с учащимися:
• изучение особенностей личностного развития учащихся класса через
наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в
специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих
ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах
по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения
сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями
школьников, с преподающими в его классе учителями, а также (при
необходимости) – со школьным психологом;
10

• поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем
(налаживание взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор
профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда
каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для
школьника, которую они совместно стараются решить;
• индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на
раскрытие и поддержку учебных, творческих, спортивных, личностных
достижений в ходе неформальных бесед с классным руководителем;
• коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его
родителями или законными представителями, с другими учащимися класса;
через включение в проводимые школьным психологом тренинги общения;
через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение
в классе.
Работа с учителями, преподающими в классе:
• регулярные консультации классного руководителя с учителямипредметниками, направленные на формирование единства мнений и
требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на
предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися;
• проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных
проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников;
• привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих
педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев
их в иной, отличной от учебной, обстановке;
• привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса
для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.
Работа
с
родителями
учащихся
или
их
законными
представителями:
• регулярное информирование родителей о школьных успехах и
проблемах их детей, о жизни класса в целом;
• помощь родителям школьников или их законным представителям в
регулировании отношений между ними, администрацией школы и
учителями-предметниками;
• организация родительских собраний, происходящих в режиме
обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
• создание и организация работы родительских комитетов классов,
участвующих в управлении образовательной организацией и решении
вопросов воспитания и обучения их детей;
• работа «Родительского всеобуча» с целью осуществления
педагогического просвещения родителей, выбора единых установок в
подходе к воспитанию в школе и в семье;
• привлечение членов семей школьников к организации и проведению
дел класса;
• организация на базе класса семейных праздников, конкурсов,
соревнований, направленных на сплочение семьи и школы.
11

3.1.2. Модуль «Школьный урок»
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока
предполагает следующее:
• установление доверительных отношений между учителем и его
учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися
требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на
уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
• побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками
(школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
• привлечение внимания школьников к ценностному аспекту
изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке
социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения,
высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к
ней отношения;
• использование воспитательных возможностей содержания учебного
предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского
поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор
соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных
ситуаций для обсуждения в классе;
• применение на уроке интерактивных форм работы учащихся:
интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию
школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести
опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в
парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с
другими детьми;
• включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать
мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных
межличностных
отношений
в
классе,
помогают
установлению
доброжелательной атмосферы во время урока;
• организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся
над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально
значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
• инициирование и поддержка исследовательской деятельности
школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых
исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести
навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык
генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей,
навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и
отстаивания своей точки зрения;
• проведение в МБОУ г. Керчи РК «Школа № 2» единых уроков в
рамках
Календаря
образовательных
событий,
приуроченных
к
государственным и национальным праздникам Российской Федерации,
12

памятным датам и событиям российской истории и культуры, а также
посвященных памятным датам в истории Республики Крым:
- урок, посвященный Дню знаний (1 сентября);
- Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (урок подготовки детей к
действиям в условиях различного рода чрезвычайных ситуаций) (1 сентября);
- урок, посвященный Дню окончания Второй мировой войны (2
сентября);
- урок, посвященный Дню солидарности в борьбе с терроризмом
(3 сентября);
- урок, приуроченный ко Всемирному дню распространения
грамотности (8 сентября);
- урок, посвященный Крымской войне 1853-1856 годов (9 сентября);
- урок, приуроченный к Международному дню жестовых языков (23
сентября);
- урок, посвященный Дню Государственного герба и Государственного
флага Республики Крым (24 сентября);
- урок, приуроченный к Международному дню глухих;
- Всероссийский открытый урок «ОБЖ», приуроченный ко Дню
гражданской обороны Российской Федерации (4 октября);
- урок, посвященный, Международному дню учителя (5 октября);
- урок, приуроченный к Международному дню детского церберального
паралича (6 октября);
- урок, посвященный Всемирному дню математики (15 октября);
- Всероссийский урок «Экология и энергосбережение» в рамках
Всероссийского фестиваля энергосбережения #ВместеЯрче (22 октября);
- урок, приуроченный к Международному дню школьных библиотек (25
октября);
- Всероссийский урок безопасности школьников в сети «Интернет»
(28-30 октября);
- урок памяти (День памяти политических репрессий) (30 октября);
- урок, посвященный Дню народного единства (4 ноября);
- урок, приуроченный к Международному дню слепых (13 ноября);
- урок, приуроченный к международному дню толерантности (16
ноября);
- урок, приуроченный ко Дню начала Нюрнбергского процесса (20
ноября);
- урок, посвященный Дню матери в России (26 ноября);
- урок, посвященный Всемирному дню борьбы со СПИДом (1 декабря);
- урок, посвященный Дню Неизвестного Солдата (3 декабря);
- урок, приуроченный к Международному дню инвалидов (3 декабря);
- урок, приуроченный ко Дню добровольца (волонтера) (5 декабря);
- урок, посвященный Дню Героев Отечества (9 декабря);
- Единый урок «Права человека» (10 декабря);
- урок, посвященный Дню Конституции Российской Федерации
(12 декабря);
- урок, посвященный Всемирному дню азбуки Брайля (10 января)
13

- урок, посвященный Дню Республики Крым (20 января);
- урок, посвященный Дню полного освобождения Ленинграда от
фашистской блокады (1944 год) (27 января);
- урок, посвященный Дню российской науки (8 февраля);
- урок, посвященный Дню памяти о россиянах, исполнявших
служебный долг за пределами Отечества (15 февраля);
- урок, посвященный Международного дня родного языка (21 февраля);
- урок, посвященный Дню защитника Отечества (23 февраля);
- урок, посвященный Всемирному дню иммунитета (1 марта);
- Всероссийский открытый урок «ОБЖ», посвященный Всемирному
дню гражданской обороны (1 марта);
- урок, посвященный Международному женскому дню (8 марта);
- урок, посвященный Дню Общекрымского референдума 2014 года и
Дню воссоединения Крыма с Россией (16, 18 марта);
- Гагаринский урок «Космос – это мы» (12 апреля);
- урок, посвященный Дню местного самоуправления (21 апреля);
- Всероссийский открытый урок «ОБЖ», посвященный Дню пожарной
охраны (30 апреля);
-урок, приуроченный к Международному дню борьбы за права
инвалидов (5 мая);
- урок, посвященный Дню Победы советского народа в Великой
Отечественной войне 1941-1945 годов (9 мая);
- урок, посвященный Международному дню семьи (15 мая);
- урок, приуроченный ко Дню государственного флага Российской
Федерации (22 мая);
- урок, приуроченный ко Дню славянской письменности и культуры (24
мая).
3.1.3. Модуль «Курсы внеурочной деятельности»
(в том числе курс «Крымоведение»)
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности
осуществляется преимущественно через:
- вовлечение школьников в интересную и полезную для них
деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней,
приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего
личностного развития социально значимые отношения, получить опыт
участия в социально значимых делах;
- формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детсковзрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов
общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к
другу;
- создание в детских объединениях традиций, задающих их членам
определенные социально значимые формы поведения;
- поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной
лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных
социально значимых традиций;
14

- поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
- реализацию крымского компонента в преподавании курсов внеурочной
деятельности в образовательных организациях Республики Крым:
• курс «Крымоведение» (авторы А.В. Супрычев, Л.В. Наумова).
Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности
происходит в рамках следующих выбранных школьниками ее видов и ставит
следующие задачи:
- общеинтеллектуальное
направление:
воспитание осознанного
ценностного отношения к интеллектуально-познавательной деятельности и
творчеству; сформированной мотивации к самореализации в творчестве,
интеллектуально-познавательной и научно - практической деятельности;
сформированных компетенций познавательной деятельности; развития
познавательных процессов;
- спортивно-оздоровительное направление: понимание и осознание
взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического,
психического и социально-психологического здоровья человека; осознание
негативных факторов, пагубно влияющих на здоровье; умение делать
осознанный выбор поступков, поведения, образа жизни, позволяющих
сохранить и укрепить здоровье; способность выполнять правила личной
гигиены и развивать готовность самостоятельно поддерживать свое здоровье;
- общекультурное направление: понимание и осознание моральных норм и
правил нравственного поведения, в том числе этических норм
взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных
убеждений, представителями различных социальных групп; понимание и
осознание эстетических и художественных ценностей отечественной
культуры; народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора
народов России; способность видеть красоту в окружающем мире; в
поведении, поступках людей; сформированное эстетическое отношения к
окружающему миру и самому себе; сформированная потребность повышать
свой культурный уровень; потребность самореализации в различных видах
творческой деятельности; знание культурных традиций своей семьи и
образовательного учреждения, бережное отношение к ним;
- социальное направление: овладение социальными знаниями (об
общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и
неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), понимание и осознание
социальной реальности и повседневной жизни; сформированные позитивные
отношения школьника к базовым ценностям общества (человек, семья,
Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), сформированное
ценностное отношение к социальной реальности в целом; достижение
учащимися необходимого для жизни в обществе, социуме социального опыта,
получение школьником опыта и навыков самостоятельного социального
действия; сотрудничество, толерантность, уважение и принятие другого,
социальная мобильность; умение коммуникативно взаимодействовать с
окружающими людьми, овладение социокультурными нормами поведения в
различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;
ценностное отношение к окружающей среде, природе; людям; потребность
15

природоохранной деятельности, участия в экологических инициативах,
проектах, социально-значимой деятельности;
- духовно-нравственное направление: осознанное ценностное отношение к
национальным базовым ценностям, России, своему народу, своему краю,
отечественному культурно-историческому наследию, государственной
символике, законам РФ, русскому и родному языку, народным традициям,
старшему поколению; сформированная гражданская компетенция; понимание
и осознание моральных норм и правил нравственного поведения, в том числе
этических норм взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями
разных убеждений, представителями различных социальных групп;
уважительное отношение к жизненным проблемам других людей, сочувствие
к человеку, находящемуся в трудной ситуации; уважительное отношение к
родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к
младшим; знание традиций своей семьи и образовательного учреждения,
бережное отношение к ним.
3.1.4. Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями школьников
осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания,
которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном
вопросе. Работа с родителями или законными представителями школьников
осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:
На групповом уровне:
• Общешкольный родительский комитет, участвующий в управлении
образовательной организацией и решении вопросов воспитания и
социализации их детей;
• родительские лектории, на которых обсуждаются вопросы
возрастных особенностей детей, формы и способы доверительного
взаимодействия родителей с детьми, проводятся мастер-классы, семинары,
круглые столы с приглашением специалистов;
• общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме
обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
• обучение родителей, законных представителей несовершеннолетних
детей основам детской психологии и педагогики (во исполнение п.7
поручения Президента Российской Федерации от 12 декабря 2014 года №
ПР-2876);
• консультационный центр для родителей по вопросам воспитания и
обучения несовершеннолетних детей, в рамках которого родители получают
ценные рекомендации и советы от профессиональных психологов, врачей,
социальных работников.
На индивидуальном уровне:
• работа специалистов по запросу родителей для решения острых
конфликтных ситуаций;

16

• участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в
случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и
воспитанием конкретного ребенка;
• помощь со стороны родителей в подготовке и проведении
общешкольных
и
внутриклассных
мероприятий
воспитательной
направленности;
• индивидуальное
консультирование
c
целью
координации
воспитательных усилий педагогов и родителей;
• посещение семьи – эффективная форма индивидуальной работы с
родителями, в процессе которой происходит знакомство с условиями жизни
ученика.
3.1.5. Модуль «Школьное самоуправление»
Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам
воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность,
трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам –
предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации.
Детско-взрослое самоуправление на уровне начального общего
образования осуществляется следующим образом:
На уровне школы:
• через знакомство с деятельностью Школьного ученического
самоуправления при участии в различных общешкольных ключевых делах и
внешкольных мероприятиях;
• через работу постоянно действующего актива класса, принимающего
участие в организации и проведении соревнований, конкурсов, классных
часов, флешмобов, праздников;
• через деятельность творческих групп, отвечающих за проведение тех
или иных конкретных мероприятий.
На уровне классов:
• через деятельность выборных по инициативе и предложениям
учащихся 2-4 классов лидеров, представляющих интересы класса в
общешкольных делах;
• через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих
за различные направления работы класса.
На индивидуальном уровне:
• через вовлечение школьников в планирование, организацию,
проведение и анализ общешкольных и внутриклассных дел;
• через реализацию школьниками, отвечающими за различные
направления в классе, своего творческого потенциала.
Детско-взрослое самоуправление на уровне основного общего
образования осуществляется следующим образом:
На уровне школы:
• через деятельность Школьного ученического самоуправления «Пусть
Удача Сопутствует Каждому!», состоящего из профильных министерств (на
базе 5-9 классов), Совета обучающихся, создаваемого для учета мнения
17

школьников по вопросам управления образовательной организацией и
принятия административных решений, затрагивающих их права и законные
интересы;
• через деятельность Совета старост 5-9 классов, объединяющего
старост классов для облегчения распространения значимой для школьников
информации и получения обратной связи от классных коллективов;
• через работу постоянно действующего школьного актива,
инициирующего и организующего проведение личностно значимых для
школьников событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, капустников,
флешмобов и т.п.).
На уровне классов:
• через деятельность выборных по инициативе и предложениям
учащихся класса лидеров 5-9 классов, представляющих интересы класса в
общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой
Школьного ученического самоуправления, Совета обучающихся и классных
руководителей;
• через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих
за различные направления работы класса.
На индивидуальном уровне:
• через вовлечение школьников в планирование, организацию,
проведение и анализ общешкольных и внутриклассных дел;
• через реализацию школьниками, отвечающими за различные
направления в классе.
На уровне среднего общего образования учащиеся могут
самостоятельно
организовать
свою
совместную
деятельность,
обеспечивающую позитивную динамику, функции педагога-куратора
становятся менее значимыми, поэтому на данном уровне – это детское
самоуправление.
Детское самоуправление на уровне среднего общего образования
осуществляется следующим образом:
На уровне школы:
• через деятельность Школьного ученического самоуправления «Пусть
Удача Сопутствует Каждому!», состоящего из профильных министерств (на
базе 10-11 классов), Совета обучающихся, создаваемого для учета мнения
школьников по вопросам управления образовательной организацией и
принятия административных решений, затрагивающих их права и законные
интересы;
• через деятельность Совета старост 10-11 классов, объединяющего
старост классов для облегчения распространения значимой для школьников
информации и получения обратной связи от классных коллективов;
• через работу постоянно действующего школьного актива,
инициирующего и организующего проведение личностно значимых для
школьников событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, капустников,
флешмобов и т.п.).
18

На уровне классов:
• через деятельность выборных по инициативе и предложениям
учащихся класса лидеров 10-11 классов, представляющих интересы класса в
общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой
Школьного ученического самоуправления, Совета обучающихся и классных
руководителей;
• через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих
за различные направления работы класса.
На индивидуальном уровне:
• через вовлечение школьников в планирование, организацию,
проведение и анализ общешкольных и внутриклассных дел;
• через реализацию школьниками, отвечающими за различные
направления в классе.
Структура школьного ученического самоуправления «ПУСК!»
«Пусть Удача Сопутствует Каждому!»
Президент
ученического
самоуправления «ПУСК (Пусть удача
сопутствует каждому!)»
Совет обучающихся

Премьер-министр

Министерство информации и
печати
Министерство спорта

Министерство образования

Министерство
внутренних дел

Министерство
здравоохранения

Министерство экологии

Министерство культуры

3.1.6. Модуль «Профориентация «Крымский профгид»
Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению
«профориентация» на уровне начального общего образования включает в
себя: расширение знаний о мире профессий, формирование интереса к
трудовой деятельности. В процессе профориентационной работы с
младшими школьниками решаются следующие задачи: воспитание уважения
к людям труда, к различным профессиям, понимание значения труда в жизни
человека, знакомство с трудом окружающих людей и их профессиями,
воспитание чувства ответственности за качество выполняемой работы,
19

развитие мотивации к учебе и труду, развитие творческих способностей детей
в процессе знакомства с профессиями. Создавая профориентационно
значимые проблемные ситуации, формирующие понятия младших
школьников о профессиях, педагог актуализирует его позитивный взгляд на
труд.
Профориентационная на уровне начального общего образования работа
осуществляется через:
• циклы профориентационных часов общения, направленных на
знакомство младших школьников с миром профессий;
• профориентационные игры: расширяющие знания школьников о
типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и
недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной
деятельности;
• экскурсии на предприятия города, дающие школьникам начальные
представления о существующих профессиях и условиях работы людей,
представляющих эти профессии.
На уровне основного общего образования включает в себя
ознакомление учащихся с миром профессий, содержанием профессиональной
деятельности в различных сферах, развитие у школьников профессиональных
интересов, склонностей и качеств, важных для профессионального
самоопределения, обучение основам выбора профессии, организацию и
проведение первоначальных профессиональных проб, профессиональное
просвещение школьников, диагностику и консультирование по проблемам
профориентации. Задача совместной деятельности педагога и ребенка –
подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей
профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые
проблемные ситуации, формирующие готовность школьника к выбору,
педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный
взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только
профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой
деятельности.
Эта работа осуществляется через:
• циклы профориентационных часов общения, направленных на
подготовку школьника к осознанному планированию и реализации своего
профессионального будущего;
• профориентационные игры: расширяющие знания школьников о
типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и
недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной
деятельности;
• экскурсии на предприятия города, дающие школьникам начальные
представления о существующих профессиях и условиях работы людей,
представляющих эти профессии;
• совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных
выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн20

тестирования, прохождение онлайн курсов по интересующим профессиям и
направлениям образования;
• участие в работе всероссийских профориентационных проектов,
созданных в сети интернет: просмотр лекций, онлайн-уроков, направленных
на ознакомление с миром профессий в 5-7 класса., а в 8-9 классах _ на
осознанный выбор профессии;
• индивидуальные консультации психолога для школьников и их
родителей по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных
индивидуальных особенностей детей, которые могут иметь значение в
процессе выбора ими профессии;
• освоение школьниками основ профессии в рамках различных курсов
по выбору, включенных в основную образовательную программу школы,
или в рамках курсов дополнительного образования.
• проведение цикла Всероссийских открытых онлайн-уроков
«ПроеКТОриЯ» в рамках регионального проекта «Успех каждого ребенка»;
• работу с территориальным отделением Государственного казенного
учреждения Республики Крым «Центр занятости населения».
На уровне среднего общего образования включает в себя
профессиональное просвещение школьников; развитие у школьников
профессиональных интересов, склонностей и качеств, важных для
профессионального самоопределения, обучение основам выбора профессии,
организацию профессиональных проб школьников. Задача совместной
деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к осознанному
выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая
профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие
готовность
школьника
к
выбору,
педагог
актуализирует
его
профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в
постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но
и внепрофессиональную составляющие такой деятельности.
Эта работа осуществляется через:
• циклы профориентационных часов общения, направленных на
подготовку школьника к осознанному планированию и реализации своего
профессионального будущего;
• профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты,
решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять
определенную позицию), расширяющие знания школьников о типах
профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках
той или иной интересной школьникам профессиональной деятельности;
• экскурсии на предприятия города, дающие школьникам начальные
представления о существующих профессиях и условиях работы людей,
представляющих эти профессии;
• посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий,
тематических профориентационных парков, профориентационных лагерей,
дней открытых дверей в средних специальных учебных заведениях и вузах;
21

• совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных
выбору
профессий,
прохождение
профориентационного
онлайнтестирования, прохождение онлайн курсов по интересующим профессиям и
направлениям образования;
• участие в работе всероссийских профориентационных проектов,
созданных в сети интернет: просмотр лекций, решение учебнотренировочных задач, участие в мастер классах, посещение открытых
уроков;
• индивидуальные консультации психолога для школьников и их
родителей по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных
индивидуальных особенностей детей, которые могут иметь значение в
процессе выбора ими профессии;
• освоение школьниками основ профессии в рамках различных курсов
по выбору, включенных в основную образовательную программу школы,
или в рамках курсов дополнительного образования.
• проведение цикла Всероссийских открытых онлайн-уроков
«ПроеКТОриЯ» в рамках регионального проекта «Успех каждого ребенка»;
• работу с территориальным отделением Государственного казенного
учреждения Республики Крым «Центр занятости населения»;
А также работа педагога-психолога по
профориентации
обучающихся.
3.2. Вариативные модули
3.2.1. «Участие в конкурсных программах и проектах»
• взаимодействие с учреждениями дополнительного образования,
расположенными на территории муниципального образования Республики
Крым в процессе организации и проведения конкурсов, фестивалей,
спортивных соревнований, объединяющих учащихся, педагогов и родителей;
участие на муниципальном уровне в следующих программах и конкурсах:
- Республиканский фестиваль «Крымский вальс» для выпускников
общеобразовательных учреждений Республики Крым;
- Республиканский открытый фестиваль-конкурс детского творчества
«Крым в сердце моем»;
-творческий конкурс в Республике Крым «Мы – наследники Победы!»,
посвященный Победе в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.;
- Республиканский конкурс детских рисунков, плакатов «Я – против
коррупции»;
- Республиканский конкурс на знание Конституции Российской
Федерации;
- Республиканский конкурс детского творчества по безопасности
дорожного движения среди воспитанников и учащихся образовательных
организаций Республики Крым «Дорога глазами детей»;
- Республиканский открытый фестиваль-конкурс «Парад солистов»
среди учащихся образовательных организаций Республики Крым;
- Республиканский патриотический конкурс детского творчества «Ради
22

жизни на земле!..» среди учащихся образовательных организаций Республики
Крым;
Республиканская
выставка-конкурс
декоративно-прикладного
творчества «Прикосновение к истокам» среди учащихся образовательных
организаций Республики Крым;
- Всероссийские спортивные соревнования школьников «Президентские
состязания»;
- Всероссийские спортивные игры школьников «Президентские
спортивные игры»;
- Республиканская эколого-природоохранная акция «Птица года»;
- Республиканский этап Всероссийского фестиваля школьных хоров
«Поют дети России»;
- Всероссийский конкурс для школьников 5-10 классов «Большая
перемена»;
- Всероссийский турнир по шахматам на кубок Российского движения
школьников;
- Всероссийские детско-юношеские военно-спортивные игры:
«Зарничка», «Зарница», «Орленок».
3.2.2. Модуль «Ключевые общешкольные дела
«Крымский калейдоскоп»
Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в
которых принимает участие большая часть школьников и которые
обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно
педагогами и детьми. Это не набор календарных праздников, отмечаемых в
школе, а комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для
школьников, объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив.
Ключевые дела обеспечивают включенность в них большого числа детей и
взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят их в
ответственную позицию к происходящему в школе.
Для этого в МБОУ г. Керчи РК «Школа № 2» используются следующие
формы работ:
На внешкольном уровне:
• социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и
реализуемые школьниками и педагогами комплексы дел, ориентированные на
преобразование окружающего школу социума:
-благотворительные акции: «Белый цветок», «Дети детям» (ежегодные
благотворительные акции помощи детям с проблемами здоровья, сиротам и
малообеспеченным несовершеннолетним);
• открытые дискуссионные площадки – комплекс открытых
дискуссионных площадок:
- школьные родительские собрания и ученические собрания, которые
проводятся регулярно, в их рамках обсуждаются насущные проблемы;
- Единый день профилактики правонарушений в школе (помимо
профилактических мероприятий с обучающимися, проводится встреча
23

родителей и обучающихся с представителями КДН и ЗП, ПДН; работниками
ЦСССДМ);
• участие во всероссийских, общекрымских и муниципальных акциях,
посвященных значимым событиям.
На школьном уровне:
• школьные воспитательные проекты – ежегодные, включающие в себя
комплекс коллективных творческих дел, в процессе которых складывается
особая детско-взрослая общность, характеризующаяся доверительными,
поддерживающими взаимоотношениями, ответственным отношением к делу;
• общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие
(театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со
значимыми для детей и педагогов знаменательными датами и в которых
участвуют все классы школы:
- День Учителя (поздравление учителей, концертная программа,
подготовленная обучающимися);
- предметные недели (литературы, русского и английского языков;
математики, физики, биологии и химии; истории, обществознания и
географии; начальных классов);
• торжественные мероприятия, связанные с переходом учащихся на
следующий уровень образования, символизирующие приобретение ими
новых социальных статусов в школе и развивающие школьную идентичность
детей:
- «Посвящение в первоклассники»;
- «Первый звонок»;
- «Последний звонок».
• церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогов за
активное участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах,
соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы. Это
способствует поощрению социальной активности детей, развитию
позитивных
межличностных
отношений
между
педагогами
и
воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу.
На уровне классов:
• выбор и делегирование представителей классов в Школьное
ученическое самоуправление, ответственных за подготовку общешкольных
ключевых дел;
• участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых
дел;
• проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных
ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе
проведенных дел на уровне Школьного ученического самоуправления.
На индивидуальном уровне:
• вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы
в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков,
исполнителей,
ведущих,
декораторов,
музыкальных
редакторов,
корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных
24

за приглашение и встречу гостей и т.п.);
• индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении
навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
• наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки,
проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками,
старшими и младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми;
• при необходимости коррекция поведения ребенка через частные
беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми,
которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение
взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или
иной фрагмент общей работы.
4. Основные направления самоанализа воспитательной работы
Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы
осуществляется по выбранным самой школой направлениям и проводится с
целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего
их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной
организации.
Основными принципами, на основе которых осуществляется
самоанализ воспитательной работы в школе, являются:
- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа,
ориентирующий на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к
педагогам, реализующим воспитательный процесс;
- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания,
ориентирующий на изучение не количественных его показателей, а
качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер
общения и отношений между школьниками и педагогами;
- принцип развивающего характера осуществляемого анализа,
ориентирующий на использование его результатов для совершенствования
воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и
задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы,
адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми
деятельности;
- принцип разделенной ответственности за результаты личностного
развития школьников, ориентирующий на понимание того, что личностное
развитие школьников – это результат как социального воспитания (в котором
школа участвует наряду с другими социальными институтами), так и
стихийной социализации и саморазвития детей.
Основными направлениями анализа организуемого в школе
воспитательного процесса являются:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития
школьников.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
динамика личностного развития школьников каждого класса.
25

Осуществляется анализ классными руководителями совместно с
заместителем директора по воспитательной работе с последующим
обсуждением его результатов на заседании методического объединения
классных руководителей или педагогическом совете школы.
Способом получения информации о результатах воспитания,
социализации и саморазвития школьников является педагогическое
наблюдение.
Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие
прежде существовавшие проблемы личностного развития школьников
удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не
удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит
работать педагогическому коллективу.
2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей
и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
наличие в школе интересной, событийно насыщенной и личностно
развивающей совместной деятельности детей и взрослых.
Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной
работе, классными руководителями, активом старшеклассников и
родителями, хорошо знакомыми с деятельностью школы.
Способами получения информации о состоянии организуемой в школе
совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы со
школьниками и их родителями, педагогами, лидерами ученического
самоуправления, при необходимости – их анкетирование. Полученные
результаты обсуждаются на заседании методического объединения классных
руководителей или педагогическом совете школы.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с:
- качеством проводимых общешкольных ключевых дел;
- качеством совместной деятельности классных руководителей и их
классов;
- качеством организуемой в школе внеурочной деятельности;
- качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных
уроков;
- качеством существующего в школе ученического самоуправления;
- качеством профориентационной работы школы;
- качеством взаимодействия школы и семей школьников.
Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы
является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать
педагогическому коллективу.

26

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».