«Об инклюзивном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Керчи Республики Крым «Школа № 2»
(МБОУ г. Керчи РК «Школа № 2»)
ул. Гудованцева, д. 10, г. Керчь, Республика Крым, 298300. Тел. (06561) 4-06-13
E-mail: shool2_kerch@crimeaedu.ru.ru
ОГРН 1149102176189ИНН9111008770
______________________________________________________________________________
_
СОГЛАСОВАНО
на заседании педагогического

УТВЕРЖДЕНО
Директор
МБОУ г. Керчи РК «Школа №2»
_________________ Т.В. Сидоренко
Приказ № 663 от «30» декабря2022г.

совета МБОУ г. Керчи РК «Школа №2»
Протокол №25от «30» декабря 2022г.

ПОЛОЖЕНИЕ № 04.03
«Об инклюзивном обучении детей
с ограниченными возможностями здоровья»

г. Керчь
2022

1

1. Общие положения
1.1. Положение об организации инклюзивного образования детей с
ограниченными возможностями здоровья (далее - Положение) разработано в
целях реализации гарантированного права обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья (далее - ОВЗ) на получение качественных
образовательных услуг, создания безбарьерной образовательной среды для
данной категории в образовательных учреждениях, коррекции нарушений
развития, успешной социальной адаптации.
1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с федеральными
законами от 03.05.2012 г. № 46-ФЗ«О ратификации Конвенции о правах
инвалидов»,
- от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ«Об образовании в Российской Федерации»,
приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным
общеобразовательным
программам
образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего образования»,
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от
19.12.2014г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья» (с изменениями и дополнениями).
1.3. Настоящее Положение определяет модель организации инклюзивного
образования детей с ОВЗ в образовательной организации, когда все дети,
независимо от их физического и (или) психологического развития, включены
в общую систему образования и имеют возможность получать образование в
образовательных учреждениях, которые создают условия для оказания
необходимой специальной поддержки детям с учетом их возможностей и
особых образовательных потребностей.
1.4. В Положении используются следующие понятия:
обучающийся
с ограниченными
возможностями
здоровья
—
физическое
лицо, имеющее недостатки в физическом и (или)
психологическом
развитии,
подтвержденные
психолого-медикопедагогической комиссией и препятствующие получению образования без
создания специальных условий (п. 16 ст. 2 Федерального закона от 29
декабря 2012 г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации");
инклюзивное
образование
—обеспечение
равного
доступа
кобразованию для всех обучающихся
с учетом разнообразия особых
образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (п. 27
2

ст. 2 Федерального закона от 29 декабря2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации");
адаптированная
образовательная
программа
—
образовательная
программа, адаптированная для обучения лиц с
ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей
их
психофизического развития, индивидуальных
возможностей и при
необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и
социальную адаптацию указанных лиц (п. 28 ст. 2 Федерального закона от 29
декабря2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации");
доступная образовательная среда (безбарьерная среда) - среда,
позволяющая беспрепятственно получать качественное образование
обучающимся (воспитанникам) с ОВЗ;
тьютор (ассистент учителя) – специалист, осуществляющий
непосредственное сопровождение ребенка (детей) с ОВЗ в течении учебного
дня – на фронтальных и (если есть необходимость) индивидуальных занятиях
во время перемены, выполнение тех или иных режимных моментов.
Основная задача тьютора помощь самому ребенку, его родителям, учителю и
другим участникам образовательного процесса в адаптации в новой среде,
формировании учебных навыков, навыков адаптивного поведения.
ассистент (помощник) - лицо, оказывающее обучающимся
(воспитанникам) необходимую техническую помощь (при проведении
групповых и индивидуальных коррекционных занятий), обеспечение доступа
в учреждение осуществляющем образовательную деятельность, и другие
условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных
программ детей с ОВЗ.
1.5. Инклюзивное образование осуществляется в образовательной
организации и может реализовываться через следующие модели:
полная инклюзия - обучающиеся (воспитанники) с ОВЗ
(самостоятельно или в сопровождении тьютора) посещают образовательную
организацию наряду со сверстниками, не имеющими нарушений развития, и
обучаются по АООП, в соответствии с учебным планом, а также могут
посещать кружки, внеклассные общешкольные мероприятия, праздники,
развлечения и др.;
частичная инклюзия - обучающиеся (воспитанники) с ОВЗ
совмещают обучение по индивидуальному учебному плану с посещением
образовательной организации и обучаются по АООП, по индивидуальным
учебным
планам
по
согласованию
с
родителями
(законными
представителями), а также посещают индивидуальные занятия в
образовательной организации, участвуют в режимных моментах,
праздничных мероприятиях, развлечениях совместно с детьми, не имеющими
3

нарушений в развитии. Ребенок с ОВЗ может посещать кружки, внеклассные
мероприятия, если это не противоречит рекомендациям психолого-медикопедагогической комиссии (консилиума образовательного учреждения).

2. Организация инклюзивного образования
2.1. Организация обучения детей с ОВЗ в образовательной организации
осуществляется в соответствии с приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным
общеобразовательным
программам
образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования».
2.2. Инклюзивно могут обучаться дети, получившие коллегиальное
заключение ПМПК с установленным статусом (ребенок с ОВЗ) на любом
уровне образования (начального общего, основного общего и среднего
общего образования) по заявлению родителей (законных представителей).
2.3. Для организации инклюзивного образования в организации для
обучающихся с ОВЗ необходимо иметь заявление родителей (законных
представителей) в соответствии с прилагаемой формой, заключение ПМПК с
рекомендациями о формах обучения и организации образования о программе
обучения, форме получения образования, степени включенности ребенка в
образовательный процесс, варианте стандарта обучения (для обучающихся
по ФГОС для детей с ОВЗ и ФГОС для детей с интеллектуальными
нарушениями), организация учебного и внеучебного пространства и
психолого-медико-педагогического сопровождения.
2.4. Порядок приема граждан на инклюзивном обучении осуществляется в
соответствии с действующим законодательством.
2.5. Для организации инклюзивного образовательного процесса в
образовательной организации необходимо наличие:
 положения об инклюзивном образовании в образовательной организации;
 образовательной программы организации, отражающей основные
принципы и содержание инклюзивного образования, а также имеющей
соответствующий раздел по работе с детьми с ОВЗ;
 заключения ПМПК;
 адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ;
4

 письменного согласия родителя (законного представителя) на получение
его ребенком образования по адаптированной программе;
 дорожной карты мероприятий по организации территориальной
доступности для детей с ОВЗ;
 программы коррекционной работы с детьми ОВЗ;
 плана воспитательной работы организации, включающего в себя
мероприятия, направленные на воспитание у обучающихся, педагогов и
родителей гуманного отношения к детям с ОВЗ (по формированию
инклюзивной культуры);
 результатов мониторинговых исследований, опросов, анкетирования с
целью изучения общественного мнения по вопросам инклюзивного
образования и др.
2.6. При изменении состояния здоровья обучающихся возможны внесения
изменений в АООП в соответствии с рекомендациями ПМПК и по
согласованию с родителями (законными представителями).
2.7. АООП разрабатывается группой (комиссией) педагогических работников
и утверждается педагогическим советом образовательной организации. В
АООП регулярно вносятся изменения на основе данных о динамике ребенка.
2.8. Инклюзивное образование для детей с ОВЗ школьного возраста может
быть организовано в форме совместного обучения детей с ОВЗ и детей, не
имеющих данных ограничений, в одном классе (инклюзивное обучение)
образовательной организации, реализующей основные образовательные
программы, если это не препятствует успешному освоению образовательных
программ всеми обучающимися.
Численность детей с ОВЗ, обучающихся в таком классе, не может
превышать 2 человека.
Обучение детей с ОВЗ школьного возраста по основным
общеобразовательным
программам
должно
учитывать
программу
коррекционной работы, являющейся разделом основной образовательной
программы общего образования МБОУ г. Керчи РК «Школа №2».
2.8.1. Программа коррекционной работы должна быть направлена на
обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом
развитии детей с ОВЗ и оказании помощи детям этой категории в освоении
основной образовательной программы общего образования.
2.8.2. С учетом психофизиологической особенности обучающегося с ОВЗ
могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, включающие
график
обучения,
учебную
нагрузку,
сроки
освоения
ими
5

общеобразовательных (либо основных общеобразовательных) программ, а
также условия его аттестации. Индивидуальные учебные планы
утверждаются Педагогическим советом МБОУ г. Керчи РК «Школа №2»
реализация индивидуальных учебных планов при необходимости
сопровождается поддержкой ассистента (тьютора) МБОУ г. Керчи РК
«Школа №2».
2.8.3. В индивидуальный учебный план включается коррекционный блок,
представленный индивидуальными и групповыми занятиями с учетом
первичного нарушения и особых образовательных потребностей.
2.8.4. Образовательная деятельность по образовательным программам, в том
числе адаптированным основным общеобразовательным программам,
организуется в соответствии с расписанием учебных занятий, которые
определяются образовательной организацией.
2.9. Промежуточная аттестация, перевод в следующий класс,
государственная (итоговая) аттестация выпускников 9, 11 (12) классов,
обучающихся инклюзивно, осуществляется в соответствии с Федеральным
законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
и иными соответствующими нормативными актами.
Контроль за своевременным проведением занятий, выполнением
учебных программ осуществляет МБОУ г. Керчи РК «Школа №2»
2.10. Этапы реализации инклюзивного образования:
2.10.1. Предварительный этап:
 предварительная оценка образовательных потребностей ребенка и запроса
родителей;
 определение учителя и класса, в который поступает обучающий с ОВЗ;
 определение специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое
сопровождение обучающегося с ОВЗ;
 заключение договора с родителями и зачисление обучающегося с ОВЗ в
образовательную организацию.
2.10.2. Диагностический:
 изучение
результатов
комплексного
психолого-педагогического
обследования (организация диагностической работы учителя и специалистов
психолого-педагогического сопровождения в режиме взаимодействия,
обсуждение психолого- медико-педагогического заключения);
 описание
необходимых
обучающемуся
с
ОВЗ
специальных
образовательных условий с учетом возможностей и дефицитов.
6

2.10.3. Разработка адаптированной образовательной программы:
проектирование необходимых структурных составляющих АООП:
титульный лист, пояснительная записка, содержание программы, основные
требования к результатам реализации АООП, система контрольноизмерительных материалов (более подробная структура АООП в приложении
1).
2.11. Посещение уроков и индивидуальных занятий может быть
организовано как в образовательной организации, в которой обучается
ребенок, так и через сетевое взаимодействие с привлечением ресурсов иных
организаций, что должно быть отражено в адаптированной образовательной
программе.
2.12. Ответственность за жизнь и здоровье обучающихся с ОВЗ во время
образовательного процесса несет образовательная организация.
3. Организация
аттестации
возможностями здоровья

обучающихся

с

ограниченными

3.1. Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или
всего объема учебного предмета, курса, дисциплины
образовательной
программы, сопровождается
текущим
контролем
успеваемости
и
промежуточной аттестацией обучающихся. Формы, периодичность и
порядок
проведения
текущего
контроля успеваемости
и
промежуточной
аттестации
обучающихся
определяются МБОУ г.
Керчи РК «Школа №2» самостоятельно (п.19 раздела 2 Порядка организации
и осуществления
образовательной
деятельности
по основным
общеобразовательным программам
- образовательным
программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования
(утверждена приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа
2013 г. № 1015)
3.2. Освоение обучающимися основных образовательных программ
основного общего и
среднего
общего
образования
завершается
государственной итоговой аттестацией, которая является обязательной.
3.3. Государственная итоговая аттестация детей с ОВЗ проводится в
обстановке, исключающей влияние негативных факторов на состояние
их
здоровья, и в условиях, отвечающих
психофизическим
особенностям
и состоянию
здоровья выпускников в соответствии с
7

федеральным законодательством.
3.4. Дети с ОВЗ, получившие образование в форме инклюзивного
образования и успешно
прошедшие
государственную
итоговую
аттестацию
по образовательным программам основного общего и
среднего общего
образования, получают аттестат об основном общем
или среднем общем образовании, подтверждающий получение общего
образования
соответствующего
уровня (п.20 раздела 2 Порядка
организации
и осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным программам
- образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 30
августа 2013 г. № 1015)
4.Психолого-педагогическое сопровождение ребёнка с ограниченными
возможностями здоровья, обучающегося в форме инклюзивного
образования
4.1.Диагностико-коррекционноепсихолого-медикопедагогическоесопровождение обучающихся с ОВЗ в общеобразовательном
учреждении осуществляется школьный психолого-педагогический
консилиум (ППк)
4.2. Специалисты ППк:
- осуществляют психолого-медико-педагогическое обследование детей с
ОВЗ;
- определяют возможности инклюзии конкретного ребенка, условий и форм
инклюзии;
- проводят предварительную работу с обучающимися, родителями
(законными представителями),
педагогическими
работниками
общеобразовательного
учреждения, направленную на подготовку к
организации инклюзивного образования в данной организации;
- разрабатывают совместно с педагогами индивидуальные образовательные
маршруты;
- отслеживают эффективность обучения детей с ОВЗ по программе,
рекомендованной ПМПК;
- организуют
систематическое
сопровождение
образовательного
процесса в условиях инклюзии;
- осуществляют
анализ
выполненных
рекомендаций
всеми
участниками процесса инклюзии;
8

- согласуют со специалистами ПМПК оценку результатов обучения.
4.3.
Комплексное
сопровождение
детей
с
ОВЗ
в
условиях
общеобразовательного учреждения
осуществляют
педагог-психолог,
социальный педагог, учитель, ассистент (тьютор).
4.4. Результаты адаптации, продвижения
в развитии и личностном
росте обучающихся,
формирования
навыков
образовательной
деятельности,
освоение образовательных
программ,
показатели
функционального состояния их здоровья фиксируются в документации
ППк.
4.5. В случае отсутствия специалистов сопровождения, невозможности
введения в штатное расписание общеобразовательного
учреждения
ставок
специалистов квалифицированная
психолого-педагогическая
коррекционная
поддержка
может оказываться на основе договора
со
специальным (коррекционным)
образовательным учреждением,
учреждением
для
детей,
нуждающихся
в
психолого-медикопедагогической помощи.
5. Методическая поддержка
5.1.
Методическое обеспечение, консультационное сопровождение,
общую координацию деятельности
образовательной организации
в
организации инклюзивного образования оказывает муниципальный орган
управления в сфере образования.

6. Вступление в силу, внесение изменений и дополнений в настоящее
положение
6.1. Срок действия данного Порядка не ограничен.
6.2. При изменении нормативных правовых документов, регламентирующих
деятельность муниципальных органов образования и образовательных
организаций, в Положение вносятся изменения в соответствии с
законодательством в установленном порядке.
5.2. Положение вступает в силу с момента его утверждения в МБОУ г. Керчи
РК «Школа №2» в установленном порядке.

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».