ООП ДО 5-11 классы на период 2015-2020 гг

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка…………………………………………………………
Цели и задачи программы ……………………………………………………..
Концептуальная основа ДО школы …………………………………………...
Содержание ДО школы ………………………………………………………..
Направления ДО школы ……………………………………………………….
Содержание программ объединений ДО ……………………………………..
Формы учебных занятий блока ДО …………………………………………...
Режим занятий ………………………………………………………………….
Ожидаемые результаты ………………………………………………………..
Формы контроля ………………………………………………………………..
Формы подведения итогов реализации программы ДО ……………………..

3
5
6
7
10
11
35
35
36
36
36

1. Пояснительная записка
Образовательная программа дополнительного образования является нормативно-управленческим документом Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Керчи Республики Крым «Школа № 2» и характеризует специфику содержания дополнительного образования.
Образовательная программа дополнительного образования составлена на основе следующих документов:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 г.№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Указ Президента РФ от 01.06. 2012 г. № 761 «О национальной стратегии
действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»;
- Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2012 г. № 2148-р «О государственной программе Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020
годы»;
- Постановление Министерство здравоохранения РФ от 03.04.2003 г. № 27
«О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов
САНПИН 2.4.4.1251-03»;
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 г.№ 06-1844
«О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 г.№ 1008 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Письмо Министерства Образования РФ «О деятельности музеев образовательных учреждений» от 12.03. 2003 г. № 28-51-181/16
Дополнительное образование – это процесс свободно избранного ребенком
освоения знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, направленных
на удовлетворение интересов личности, ее склонностей, способностей и содействующей самореализации и культурной адаптации, входящих за рамки стандарта
общего образования.
В Концепции модернизации российской системы образования подчеркивается важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующей развитию склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодёжи.
Система дополнительного образования в школе выступает как педагогическая структура, которая максимально приспосабливается к запросам и потребностям учащихся,
- обеспечивает психологический комфорт для всех учащихся и личностную
значимость учащихся,
3

- дает шанс каждому открыть себя как личность,
- предоставляет ученику возможность творческого развития по силам, интересам и в индивидуальном темпе,
- налаживает взаимоотношения всех субъектов дополнительного образования на принципах реального гуманизма,
- активно использует возможности окружающей социокультурной среды,
- побуждает учащихся к саморазвитию и самовоспитанию, к самооценке и
самоанализу,
- обеспечивает оптимальное соотношение управления и самоуправления в
жизнедеятельности школьного коллектива.
Дополнительное образование - обладает большими возможностями для совершенствования общего образования, его гуманизации, позволяет полнее использовать потенциал школьного образования за счет углубления, расширения и
применения школьных знаний, позволяет расширить общее образование путем
реализации досуговых и индивидуальных образовательных программ, дает возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные,
эстетические, творческие запросы.
Дополнительное образование детей - необходимое звено в воспитании многогранной личности, в ее образовании, в ранней профессиональной ориентации.
Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает ребятам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте.
Дополнительное образование детей создает юному человеку условия, чтобы
полноценно прожить пору детства. Ведь если ребенок полноценно живет, реализуя себя, решая задачи социально значимые, выходит даже в профессиональное
поле деятельности, то у него будет гораздо больше возможностей достичь в зрелом возрасте больших результатов, сделать безошибочный выбор.
Школьное дополнительное образование способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии, формирует у него готовность и привычку к
творческой деятельности, повышает его собственную самооценку и его статус в
глазах сверстников, педагогов, родителей.
Занятость учащихся во внеучебное время содействует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности и самоконтроля школьников, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать у детей практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды.

4

Массовое участие детей в досуговых программах способствует сплочению
ученического коллектива, укреплению традиций школы, утверждению благоприятного социально-психологического климата в ней.
Благодаря системе дополнительного образования каждый ученик действительно получит возможность самостоятельно выбирать вид деятельности, определить свой собственный образовательный путь.
Для системной и качественной реализации дополнительного образования в
школе создана данная целевая программа дополнительного образования.
В Программе отражены цели и задачи, направленные на развитие системы
дополнительного образования в школе, а также средства и механизмы, обеспечивающие их практическую реализацию. Конечным результатом реализации программы должна стать вариативная система дополнительного образования, которая
будет создавать условия для свободного развития личности каждого ученика
школы.
2. Цели и задачи программы
Цель программы:
- создание оптимальных педагогических условий для всестороннего
- удовлетворения потребностей обучающихся и развития их индивидуальных склонностей и способностей, мотивации личности к познанию и творчеству.
Задачи:
- -обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, трудового воспитания учащихся;
- -выявление и развитие творческого потенциала одаренных детей;
- - профессиональная ориентация учащихся;
- -создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития,
укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда
учащихся;
- - подготовка спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки;
- -адаптация детей к жизни в обществе;
- -формирование общей культуры учащихся;
- -организация содержательного досуга учащихся;
- - удовлетворение потребности детей в художественно-эстетическом и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом.

5

3. Концептуальная основа дополнительного образования школы
Основное назначение дополнительного образования – развитие мотиваций
личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных программ в интересах личности.
Дополнительное образование – практико-ориентированная форма организации культурно- созидательной деятельности ребенка.
Дополнительное образование – проектно-проблемный тип деятельности, который является базовой сферой развивающего образования.
Дополнительное образование – непрерывность, системность в образовательной системе.
Дополнительное образование - форма реализации педагогического принципа
природосообразности.
Дополнительное образование – условие для личностного роста, которое формирует систему знаний, конструирует более полную картину мира и помогает
реализовывать собственные способности и склонности ребенка, обеспечивает органическое сочетание видов досуга с различными формами образовательной деятельности, формирует дополнительные умения и навыки в опоре на основное образование.
При организации дополнительного образования детей школа опирается на
следующие приоритетные принципы:
- принцип непрерывности и преемственности,
- принцип системности во взаимодействии и взаимопроникновении базового
и дополнительного образования,
- принцип вариативности,
- принцип гуманизации и индивидуализации,
- принцип добровольности,
- принцип деятельностного подхода,
- принцип творчества,
- принцип разновозрастного единства,
- принцип открытости системы.
Функции дополнительного образования:
- образовательная – обучение ребенка по дополнительным образовательным
программам, получение им новых знаний;
- воспитательная – обогащение культурного слоя общеобразовательного учреждения, формирование в школе культурной среды, определение на этой основе
четких нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через их приобщение к культуре;
6

- информационная – передача педагогом ребенку максимального объема информации (из которого последний берет столько, сколько хочет и может усвоить);
- коммуникативная – это расширение возможностей, круга делового и дружеского общения ребенка со сверстниками и взрослыми в свободное время;
- рекреационная – организация содержательного досуга как сферы восстановления психофизических сил ребенка;
- профориентационная - формирование устойчивого интереса к социально
значимым видам деятельности, содействие определения жизненных планов ребенка, включая предпрофессиальную ориентацию.
- интеграционная – создание единого образовательного пространства школы;
- компенсаторная – освоение ребенком новых направлений деятельности,
углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования,
предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных
им сферах творческой деятельности;
- социализация – освоение ребенком социального опыта, приобретение им
навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых
для жизни;
- самореализация – самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное
саморазвитие.
4. Содержание дополнительного образования школы
Программы дополнительного образования в школе имеют следующие направленности:
– художественно-эстетическая;
– эколого-биологическая;
– туристско-краеведческая
– научно-познавательная;
– военно-патриотическая;
Художественно-эстетическая направленность
Целью дополнительного образования художественно-эстетической направленности является воспитание гражданина России, знающего и любящего свой
край, его традиции и культуру и желающего принять активное участие в его развитии.
Работа с обучающимися предполагает решение следующих задач:
- развитие художественного вкуса у обучающихся;
- формирование представлений о культурной жизни своего края, города;
7

- привлечение школьников к сохранению культурного наследия через вокальное и хореографическое искусство, декоративно-прикладное творчество.
Эколого-биологическая направленность
Проблема гармонизации отношений между человеком и природой, проблема
возрождения поруганной природной среды недостижима без духовного возрождения самого человека.
Именно поэтому разрешение современного экологического кризиса лежит не
только в области хозяйственно-экономической деятельности людей, но и в сфере
нравственного совершенствования человека, его культуры взаимоотношений с
природой и другими людьми.
Таким образом, воспитание у молодого поколения экологической культуры
является одним из важнейших средств восстановления утраченного равновесия и
гармонии в отношениях «человек– природа».
Цель:
создание благоприятных условий для формирования экологически грамотной
личности, понимающей ответственность за сохранение природного и культурного
наследия родного края и имеющей активную жизненную позицию.
Задачи:
- расширение и углубление знаний по биологии, удовлетворение естественного интереса к природе;
- привитие практических знаний, умений и навыков в работе по профилю
объединения;
- формирование навыков исследовательской работы;
- повышение общественно полезной направленности деятельности коллектива объединения.
Туристско-краеведческая направленность
Целью дополнительного образования туристско-краеведческой направленности является популяризация краеведческих знаний, формирование у обучающихся
целостного представления о регионе, сохранение и развитие социальноэкономических и культурных достижений и традиций, эффективное функционирование системы патриотического воспитания детей и подростков по отношению
к родному краю и городу.
Задачи:
- овладение учащимися основами знаний по краеведению;
- развитие творческих способностей, эмоциональной сферы, воображения,
фантазии и речи ребенка;
- воспитание гражданского сознания и патриотизма школьников, высоко
нравственных, эстетических чувств на основе изучения краеведения.
8

Научно-познавательная направленность
Программа данного направления способствует профессиональной ориентации подростков и их подготовке к получению специальности технического, естественного профилей, даёт возможность оценить свои перспективы в этой области.
Основной упор при обучении делается на развитие логического мышления.
Задачи:
- подготовка к олимпиадам различного уровня;
- формирование логического мышления, посредством решения задач;
- возможность заинтересовать предметом более «слабых» учащихся;
- начальная подготовка к ЕГЭ.
Направление реализуется через программу кружков «Королева Логика»,
«Химик», «Занимательная химия».
Военно-патриотическая направленность
Программы дополнительного образования военно-патриотической направленности ориентированы:
-на развитие у обучающихся гражданственности и патриотизма как важнейших духовно - нравственных и социальных ценностей;
- на формирование у них профессионально значимых качеств, умений и готовности их активному проявлению в различных сферах жизни общества, верности конституционному и воинскому долгу, высокой ответственности и дисциплинированности;
- на утверждение в сознании учащихся гражданских, патриотических, правовых и общечеловеческих ценностей, взглядов и убеждений, уважения к традиционным российским нормам морали и нравственности, к культурному и историческому прошлому России;
- на воспитание гражданина, патриота, семьянина через изучение военного
искусства, истории Отечества;
-на создание условий для духовно-нравственного воспитания, интеллектуального и физического развития учащихся;
- на воспитание творческой, социально адаптированной личности через формирование навыков самоорганизации, самореализации, саморазвития в ходе организации различных форм жизнедеятельности коллективов.
Основные задачи направления:
- укрепление здоровья и профессионального самоопределения,
- популяризация истории России, российской армии, родного края,
-изучение военно-прикладных видов спорта, пешеходного туризма,
-подготовка подрастающего поколения к воинской службе, защите Отечества,
9

-формирование общей культуры воспитанников, их гражданских и нравственных качеств.
5. Направления дополнительного образования в школе
№
п/п
1

2
3
4

5

Направленность
Художественно - эстетическая
Эколого-биологическая
направленность
Туристско-краеведческая
направленность
Научно-познавательная
направленность
Военно-патриотическая

Кружки
«Литературная гостиная», «Живое слово»,
«Хоровое пение», «Крымский вальс», «Культура поведения школьников».
«Юный ботаник», «Экология и мы».
«Краеведение».
«Королева Логика», «Химик», «Занимательная химия».
«Безопасный мир», « Безопасность жизнедеятельности», « Равнение на подвиг», «Политика и власть»

Сегодня дополнительное образование детей – реально действующая подсистема образования. Деятельность системы дополнительного образования в МБОУ
г.Керчи РК «Школа № 2» регламентируется образовательными программами, разработанными педагогами на основе государственных стандартов, на основании
требований Министерства образования Российской Федерации к содержанию и
оформлению программ дополнительного образования.
Программы дополнительного образования созданы в целях конкретизации
содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей школьников.
Содержание образовательных программ по дополнительному образованию
соответствует достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям.

10

6. Содержание программ
Рабочая программа кружка
«Королева Логика»
Пояснительная записка
Данная программа кружка по естествознанию разработана заместителем директора по учебно-методической работе МБОУ г.Керчи РК « Школа №2 ».
Кружковая работа - одна из сфер жизнедеятельности школьников, в которой
возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Математическое образование в системе основного общего образования занимает одно
из ведущих мест, что определяется безусловной практической значимостью математики, ее возможностями в развитии и формировании человека, ее вкладом в
создание представлений о научных методах познания действительности.
Актуальным остается вопрос дифференциации обучения математике, позволяющей, с одной стороны, обеспечить базовую математическую подготовку, а с
другой – удовлетворить потребности каждого, кто проявляет интерес и способности к предмету.
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках.
В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включается индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия.
Для формирования устойчивого интереса к математике необходимо, чтобы
ученик понял, что размышления над трудными, нестандартными задачами могут
доставлять подлинную радость.
Данная программа позволит учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и
общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и
стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать
творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной
позиции по определенному вопросу.
Для реализации поставленных целей и задач разработана программа курса
дополнительного образования по математике «Учимся решать задачи».
11

Программа составлена на основании:
- Закона РФ «Об образовании»,
- нормативных документов Министерства Образования РФ «О реализации
дополнительных образовательных программ в учреждениях дополнительного образования детей» (№28-51-391/16 от 20.05.2003 г.)
- письмо Минобразования России «О требованиях к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей» (утверждены на заседании Научно-методического совета по дополнительному образованию детей Минобразования России 03.06.2003 г., № 28-02-484/16 от
18.06.2003 г.),
Цели программы:
- формирование и поддержка устойчивого интереса к математике;
- интенсивное формирование деятельных способностей;
- развитие логического мышления и математической речи;
- создание условий для самореализации учащихся в процессе учебной деятельности;
Развитие математических, интеллектуальных способностей учащихся,
обобщенных умственных умений.
Основные задачи, поставленные на этот учебный год:
- подготовка к олимпиадам различного уровня;
- формирование логического мышления, посредством решения задач;
- возможность заинтересовать предметом более «слабых» учащихся;
- начальная подготовка к ЕГЭ.
Актуальность введения кружка по математике в школьную программу:
- кружок позволяет планомерно вести внеурочную деятельность по предмету;
- позволяет доработать учебный материал, вызывающий трудности;
- различные формы проведения кружка, способствуют повышению интереса
к предмету;
- рассмотрение более сложных заданий олимпиадного характера, способствует развитию логического мышления учащихся.
Курс рассчитан на 34 учебных часа (1ч в неделю) для учащихся 8 классов.

12

Учебно-тематическое планирование
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Тема занятия
Решение задач на смекалку
Из истории математики. Решение старинных задач.
Приемы устного счета
Решение задач «Магические квадраты»
«Я и мир логики» (логические задачи)
Логические задачи
Задачи с применением логики
Решение задач со спичками
Составление различных фигур из спичек.
Головоломки со спичками.
Составление различных фигур из спичек.
Работа над проектом: Числа в нашей жизни
История возникновения числа
Как числа влияют на судьбу человека?
На что похожи цифры?
Подготовка проекта
Защита проекта
Решение олимпиадных задач
Решение задач на движение.
Решение задач на движение
Решение вероятностных задач.
Решение задач на проценты.
Решение задач на дроби.
Геометрические задачи.
Геометрические задачи.
Математические ребусы
Правила составления математических ребусов
Решение ребусов
Решение ребусов
Составление математических ребусов
Составление математических ребусов
Логические задачи
Решение задач на движение.
Решение вероятностных задач.
Решение занимательных задач
Решение задач на дроби.

Кол-во
часов
6
1
1
1
1
1
1
3
1
1
1
5
1
1
1
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
4
1
1
1
1

Дата

13

№
31
32
33
34

Тема занятия
Задачи на переливание и взвешивание
Задачи на переливание
Задачи на взвешивание
Текстовые задачи на переливание, взвешивание
Итоговое занятие

Кол-во
часов
3
1
1
1
1

Дата

Рабочая программа кружка
«Школьный музей»
Пояснительная записка
Накапливая систему норм и ценностей прошлого, не им созданного, ребенок
должен воспринимать их как средство для создания ценностей новых, своих. Для
этого он должен научиться видеть в культурном историческом опыте тот созидательный импульс формировал человек, его событие.
Необходимость данной программы вызвана тем, что в последние годы падает
уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения, отсутствуют
иерархии ценностей нравственно-ориентированные, привлекательными и престижными становятся невысокие образцы «легкой культуры», освоение которых
не требует от человека серьезной умственной и душевной работы, появляется непонимание значимости культурно-исторических памятников, низкая культура
чувств , незначительный интерес к истории, непонимание ее закономерностей,
преобладание абстрактных, схематических представлений о прошлом, идет процесс углубления противоречия между старшим и молодым поколением.
Программа призвана обеспечить ценностно-смысловую определенность системы нравственного воспитания.
Она позволяет всем, кто работает с детьми разного возраста, включиться в
контекст современных музейно-педагогических проблем, понять феномен «воспитательное пространство» сконструировать и смоделировать воспитательное
пространство личности, помогает представить, как можно развернуть, его (воспитательное пространство) за пределами профильных объединений, обогатить воспитанников эмоциональным и нравственным опытом.
Процесс социализации ребенка связан с освоением норм и ценностей, принятых в данном обществе, и музейная педагогика считает, что роль музея в процессе
социализации состоит в приобщении ребенка к существующим нормам и ценностям.
Музейный предмет и музейная среда обладают значительными возможностями нравственно-эмоционального воздействия на подрастающее поколение .
14

Цели курса:
- Социализация и воспитание творческой личности воспитанника средствами музея.
- Героико-патриотическое воспитание.
- Воспитание чувства гражданского долга.
- Расширение кругозора.
Музей создается с целью сохранения школьных традиций, истории школы,
изучения истории родного края.
Задачи курса:
- Формирование представления об историческом времени и пространстве об
изменчивости и преемственности системы социально-нравственных ценностей.
- Формирование уважительного отношения к памятникам прошлого, потребности общаться с музейными ценностями.
- Воспитание музейной культуры, обучение музейному языку, музейной
терминологии.
- Формирование научных и профессиональных интересов.
- Изучение истории школы, опыта педагогической культуры учителей разных поколений, поддерживание связи школы с ее выпускниками.
- Поисковая работа по истории школы. Проведение экскурсионнолекторской работы на базе изученного материала.
- Осуществление связи с ветеранами педагогического труда данной школы,
выпускникам школы.
- Накопления материала о героических событиях нашего города, создания
папки «Их имена в названиях улиц».
Основные направления деятельности музея являются:
- поисковая работа
- просветительская деятельность
- организационно-техническое обеспечение (создание и пополнение фондов).
Кружок отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на
воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией.
Система воспитательной работы является в настоящее время одной из самых
перспективных, так как позволяет решить многие проблемы в развитии личности:
- в нравственной сфере: чувства гражданина-патриота, гуманное отношение
к окружающему миру. Милосердие к людям.
- в социальной сфере: навыки общественной активности, что позволяет
стать соучастником происходящего через коллективную, групповую, индивидуальную формы работы, использовать современные технологии обучения.
15

- в познавательной сфере: позволяет развивать творческие способности, навыки исследовательской работы, формирует умение самостоятельно добывать
знания.
- в сфере физического здоровья и культуры: решает занятость детей, повышает нравственный иммунитет к наркомании, алкоголизму и другим антиобщественным проявлениям.
Тематический план курса «Школьный музей»
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22

Название темы занятий

Дата

Введение
Тема 1. Музей как социально-культурное явление.
Тема 2. Работа с документами.
Тема 2(2часть). Работа с документами.
Тема 3. Продолжение сбора информации об истории
школы.
Сбор информации об истории школы.
Создание презентаций об истории школы.
Сбор информации «Как меняются наименования нашей
школы»
Сбор информации «Как меняются наименования нашей
школы»
Оформление альбома «Наша школа – имена и времена»
Оформление альбома «Наша школа –имена и времена»
Поиск и сбор информации об учителях-ветеранах.
Сбор информации об учителях ветеранах.
Продолжение оформления альбома об учителяхветеранах.
Оформления альбома об учителях-ветеранах.
Альбом «Творчество, увлечения, развлечение учащихся
и учителей»
Оформление альбома «Творчество, увлечения, развлечение учащихся и учителей»
Сбор информации о названиях улиц города Керчь.
Сбор информации о названиях улиц нашего города.
Сбор информации о названиях улиц нашего города.
Оформление альбома «Керчь в названиях улиц»
Оформление альбома «Керчь в названиях улиц»

03.09
10.09
17.09
24.09
01.10

Коррекция
даты

08.10
15.10
22.10
05.11
12.11
19.11
26.11
03.12
10.12
17.12
24.12
14.01
21.01
28.01
04.02
11.02
18.02
16

23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Оформление альбома «Керчь в названиях улиц»
Подготовка лекторской группы по материалам музея.
Подготовка лекторской группы по материалам музея.
Оформление материалов стендов ко Дню Освобождения
города.
Оформление материалов стендов ко Дню Освобождения
города.
Экспозиционно–выставочная работа музея.
Экспозиционно–выставочная работа ко дню
Оформление стендов ко Дню Победы.
Оформление стендов ко Дню Победы.
Экспозиционно–выставочная работа музея
Экспозиционная работа музея.
Подведение итогов работы школьного музея.

25.02
03.03
10.03
17.03
24.03
07.04
14.04
21.04
28.04
05.05
12.05
19.05

Рабочая программа кружка
«Политика и власть»
Пояснительная записка
Программа кружкового курса «Политика и власть» предназначена для теоретической и практической помощи в подготовке к ЕГЭ.
Курс является практико-ориентированным, призван помочь будущим выпускникам повторить, систематизировать и углубленно изучить курс обществознания средней школы и подготовиться к ЕГЭ. Кроме того, ЕГЭ по обществознанию
включает умение написания эссе. В рамках обычного преподавания для отработки
данного умения не хватает времени. В программе элективного курса уделяется
большое внимание практическим занятиям: отработке навыков выполнения тестовых заданий, написанию эссе, составлению развёрнутого плана.
Программа кружкового курса "Политика и власть" предназначена для обучающихся 11 класса и рассчитана на 34 часа, из расчета 1 раз в неделю.
Программа курса составлена на основе:
- Федерального компонента государственного стандарта общего образования
по обществознанию (от 05.03.2004 № 1089);
- Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов
единого государственного экзамена 2016 года по обществознанию;
- Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки
выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2016 году единого государственного экзамена по обществознанию;
- Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в
2016 году единого государственного экзамена по обществознанию.
17

Цель курса:
Целенаправленная и качественная подготовка учащихся к новой форме аттестации – ЕГЭ; повторение тем, вызывающих наибольшие трудности содержательного характера.
Задачи курса:
- повторение курса обществознания;
- формирование умений и навыков решения тестовых заданий;
- знакомство со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов по предмету
- формирование позитивного отношения к процедуре ЕГЭ по обществознанию
Требования к уровню подготовки выпускников
Знать и понимать
- биосоциальную сущность человека
- основные этапы и факторы социализации личности
- место и роль человека в системе общественных отношений
- закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся
системы
- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а
также важнейших социальных институтов
- основные социальные институты и процессы
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования
- особенности социально-гуманитарного познания
Уметь
- характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя
их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными
чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими
терминами и понятиями
- объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека
и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных
элементов социальной системы, социальных качеств человека)
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия
социально-экономических и гуманитарных наук
18

- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд);
извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научнопопулярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы
- сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения,
аргументы и выводы
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность,
группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний
собственные суждения и аргументы по определенным проблемам
- подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе
решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам
Использовать приобретенные знания и умения для
- самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой
в межличностном общении и массовой коммуникации
- оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации
- решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности
- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной
гражданской позиции
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий
- ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали
и права

19

Учебно-тематический план
№
п/п

Наименование тем курса

Введение. Особенности ЕГЭ по
1-2 обществознанию в данном учебном году
Тема 1. Общество
Общество- сложная, динамично
3-4
развивающиеся система.
5-6 Ступени развития общества.

7-8
9
10

11
12

Тема 2. Человек
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции
Многообразие видов деятельности
человека.
Человек в системе социальных
связей.
Тема 3. Духовная сфера.
Формы и разновидности культуры.
Искусство, его виды.
Наука и образование. Мораль. Религия.
Тема 4. Познание

Виды
познавательной деятельности
Лекция с элементами беседы

Колво
часов
2
4

Лекция с элементами беседы,
практическая работа
Лекция с элементами беседы,
практическая работа

2
2
4

Лекция с элементами беседы,
практическая работа
Лекция с элементами беседы,
практическая работа
Лекция с элементами беседы,
практическая работа

2
1
1
2

Лекция с элементами беседы,
практическая работа
Лекция с элементами беседы,
практическая работа

Лекция с элементами беседы,
практическая работа
Многообразие форм человеческого Лекция с элементами беседы,
знания.
практическая работа
Решение тестовых заданий части
тренинг
А.
Тема 5. Экономическая сфера.
Лекция с элементами беседы,
Экономика: наука и хозяйство.
практическая работа
Лекция с элементами беседы,
Экономические системы
практическая работа
Лекция с элементами беседы,
Многообразие рынков.
практическая работа
Рыночные отношения.
Лекция с элементами беседы,

1
1
3

13 Познание мира.

1

14

1

15

16
17
18
19

1
4
1
1
1
1
20

№
п/п

Наименование тем курса

Виды
познавательной деятельности

Колво
часов

практическая работа
Тема 6. Социальная сфера.
20 Социальная система.
Семья и брак как социальные институты.
Социальный конфликт и пути его
22
разрешения.
Тема 7. Политическая сфера.
21

23 Политическая система.
24

Признаки, функции и формы государства.

25 Политический плюрализм.
Структура политической власти в
РФ.
Тема 8. Право.
Право, система права. Источники
27
права.
26

28 Конституция РФ.
29
3031
3233
34

Правоотношения и правонарушения. Юридическая ответственность.
Тема 9. Решение заданий различных типов.
Тема 10. Решение заданий части
С. Эссе.
Итоговое тестирование.

3
Лекция с элементами беседы,
практическая работа
Лекция с элементами беседы,
практическая работа
Лекция с элементами беседы,
практическая работа

1
1
1
4

Лекция с элементами беседы,
практическая работа
Лекция с элементами беседы,
практическая работа
Лекция с элементами беседы,
практическая работа
Лекция с элементами беседы,
практическая работа

1
1
1
1
4

Лекция с элементами беседы,
практическая работа
Лекция с элементами беседы,
практическая работа

1
1

Лекция с элементами беседы,
практическая работа

1

тренинг

2

тренинг

2

Тестирование в формате ЕГЭ

1

21

Содержание
Введение (2 ч.)
Особенности ЕГЭ по обществознанию в данном учебном году.
Организация и методика подготовки к ЕГЭ по обществознанию.
Требования к ЕГЭ по обществознанию. Знакомство с демоверсией по обществознанию Федерального института педагогических измерений.
Кодификатор и спецификация ЕГЭ по обществознанию.
Тема 1. Общество (4 ч.)
Общество - сложная, динамично развивающиеся система. Общество и природа. Общество и культура. Сферы жизни общества, их взаимосвязь. Общественные
отношения. Социальные институты.
Ступени развития общества. Типология обществ. Социальные изменения.
Прогресс и регресс. Глобальные проблемы человечества. Современный этап НТР.
Тема 2. Человек (4 ч.)
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Сущность человеческого бытия. Потребности и способности человека. Степени развития способностей.
Многообразие видов деятельности человека. Общение, Труд, Игра, Учение,
Творчество.
Человек в системе социальных связей. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Социальная роль. Социальный статус человека.
Свобода и ответственность личности.
Тема 3. Духовная сфера общества (2 ч.)
Формы и разновидности культуры. Искусство, его виды. Культура народная,
элитарная, массовая. Основные направления искусства. СМИ.
Наука и образование. Мораль. Религия. Особенности современной науки.
Роль науки в условиях НТР. Образование и самообразование.
Основные ценности и нормы морали. Религия, ее роль в жизни общества.
Мировые религии.
Тема 4. Познание (3 ч.)
Познание мира. Формы познания. Виды и уровни познания. Истина и её критерии. Истина абсолютная и относительная. Проблема познаваемости мира в философии.
Многообразие форм человеческого знания. Самопознание. Научное познание. Социальное познание. Науки о человеке и обществе.
Решение тестовых заданий части А.
Тема 5. Экономическая сфера общества (4 ч.)
Экономика: наука и хозяйство. Роль экономики в жизни общества. Факторы
производства: земля, труд, капитал, предпринимательство. Издержки производства.
22

Экономические системы: традиционная, плановая, рыночная.
Многообразие рынков. Собственность и её формы. Национализация и приватизация собственности. Конкуренция. Спрос и предложение. Многообразие рынков.
Рыночные отношения. Роль государства в экономике. Экономический рост.
Государственный бюджет. Ценные бумаги. Деньги, их функции. Налоги, их виды
и функции. Рынок труда и безработица. Инфляция.
Тема 6. Социальная сфера общества (3 ч.)
Социальная система. Социальные отношения. Социальные группы (касты,
сословия, классы). Социальные роли. Социальная дифференциация. Социальные
нормы и социальная ответственность. Отклоняющееся поведение личности. Социальный контроль. Социальное государство. Социальная политика государства.
Семья и брак как социальные институты. Психологический климат семьи.
Социальный конфликт и пути его разрешения. Экстремизм. Компромисс. Толерантность. Межнациональные отношения. Национализм.
Тема 7. Политическая сфера общества (4 ч.)
Политическая система. Структура политической системы; функции политической системы.
Признаки, функции и формы государства. Формы государства. Политическая
идеология. Гражданское общество и правовое государство. Признаки правового
государства.
Политический плюрализм. Многопартийность. Партийная система РФ.
Структура политической власти в РФ. Государственный аппарат. Избирательные системы. Выборы, референдум. Человек в политической жизни.
Тема 8. Правовая сфера общества (4 ч.)
Право, система права. Источники права. Понятие права. Нормы права. Отрасли права. Основные понятия и нормы государственного, административного,
гражданского, трудового и уголовного права в Российской Федерации.
Права человека. Правовые основы семьи и брака. Правовой статус ребенка.
Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени
Конституция РФ. Основы конституционного строя Российской Федерации.
Структура высшей государственной власти в РФ. Федерация и ее субъекты.
Правоохранительные органы. Местное самоуправление.
Правоотношения и правонарушения. Юридическая ответственность. Признаки и виды правонарушений. Проступок и преступление. Юридическая ответственность и ее виды.
Тема 9. Решение заданий различных типов (2 ч.)
Основные типы заданий. Специфика заданий на сравнение, на классификацию. Задания на распределение позиций по группам и на установление соответст23

вия. Задания на соотнесение понятий и определений; на конкретизацию. Решение
задач с выбором ответа.
Тема 10. Решение заданий части С. (2 ч.)
Задания С1-С4. Характер заданий к тексту документа. Умение выделять
главную мысль и позицию автора и сформулировать ответ на вопрос.
Задание С5 (задание на перечисление признаков какого-либо явления, объектов одного класса).
Задание С6 (задание на раскрытие какого-либо теоретического положения).
Задание С7 (Решение познавательных задач).
Задание С8 (Развернутый ответ по заданной теме. Составление плана). Эссе.
Алгоритм написания эссе по обществознанию. Структура письменного рассуждения. Определение проблемы и позиции автора по высказыванию (цитате). Использование понятийного аппарата и терминологии курса «Обществознание». Изложение своих мыслей и собственной позиции по теме высказывания. Приведение аргументов «за» и «против»
Итоговое тестирование (1 ч.). Решение КИМов.
Список литературы
1. Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В. Обществознание: полный
справочник для подготовки к ЕГЭ/под редакцией П.А. Баранова. – М.: АСТ: Астрель, 2009.
2. Дедова И.А., Токарева И.И. Обществознание. Подготовка к ЕГЭ: пособие
для абитуриентов. / И.А.дедова, И.И. Токарева. – Йошкар-Ола, Марийский государственный технический университет, 2011.
3. ЕГЭ-2010. Федеральный банк экзаменационных материалов (открытый
сегмент). Обществознание/ ФИПИ авторы-составители: Е.Л. Рутковская, О.А. Котова, Т.Е. Лискова, О.В. Кишенкова, Е.С. Королькова – М.: Эксмо, 2009.
4. Единый государственный экзамен 2011. Обществознание. Универсальные
материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ автор-составитель: Е.Л. Рутковская
– М.: Интеллект-Центр, 2010.
5. ЕГЭ-2011: Обществознание / ФИПИ авторы-составители: Т.Е. Лискова,
О.А. Котова – М.: Астрель, 2010.
6. Обществознание. 10-11 класс: учебное пособие для общеобразовательных
учреждений. В 2-ух книгах. Профильный уровень. / Под ред. Л.Н. Боголюбова –
М.: Просвещение, 2010.
7. Обществознание. Типовые тестовые задания. / ФИПИ авторы-составители:
А.Ю.Лазебникова, Е.Л. Рутковская, Е.С.Королькова – М.: «Экзамен», 2012.

24

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
- http://www.mon.ru.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и
науки РФ
- http://www.fipi.ru – портал федерального института педагогических измерений
- http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный портал
- http://www.elibrary.ru/defaultx.asp – научная электронная библиотека.
-

Календарно-тематическое планирование
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22

Название темы урока
Введение.
Особенности ЕГЭ по обществознанию в данном учебном
году
Общество - сложная, динамично развивающиеся система.
Сферы общественной жизни. Социальные институты.
Ступени развития общества.
Типология обществ.
Человек как результат биологической и социокультурной
эволюции.
Многообразие видов деятельности человека.
Человек в системе социальных связей.
Социализация индивида. Социальная роль.
Формы и разновидности культуры.
Наука и образование. Мораль. Религия.
Познание мира.
Многообразие форм человеческого знания.
Решение тестовых заданий части А.
Экономика: наука и хозяйство.
Экономические системы.
Многообразие рынков.
Рыночные отношения.
Социальная система.
Семья и брак как социальные институты.
Социальный конфликт и пути его разрешения.

Дата

Коррекция
даты

03.09
10.09
17.09
24.09
01.10
08.10
15.10
22.10
05.11
12.11
19.11
26.11
03.12
10.12
17.12
24.12
14.01
21.01
28.01
04.02
11.02
18.02
25

№
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Название темы урока
Политическая система.
Признаки, функции и формы государства.
Политический плюрализм.
Структура политической власти в РФ.
Право, система права. Источники права.
Конституция РФ.
Правоотношения и правонарушения. Юридическая ответственность.
Основные типы заданий.
Основные типы заданий.
Решение заданий части С.
Решение заданий части С.
Итоговое тестирование

Дата

Коррекция
даты

25.02
03.03
10.03
17.03
24.03
07.04
14.04
21.04
28.04
05.12
12.05
19.05

Рабочая программа кружка
«Литературная мастерская»
Пояснительная записка
С целью повышения интереса к художественному слову, приобщения учащихся к творческой работе, развитию у детей стремления более глубоко изучать
поэтические произведения, познать основы художественного слова создана программа кружка по литературе «Литературная мастерская».
Данная программа позволяет более подробно, в доступной форме, познакомить учащихся с теорией литературы. Программа рассчитана на 1 год обучения и
предназначена для работы с учениками 7-10 классов.
Занятия проводятся из расчёта 2 часа в неделю (34 учебных недели) Срок
реализации программы 01 сентября 2015 г по 25 мая 2016 год.
Актуальность программы
Литературное творчество учащихся – это попытка выразить себя в слове, образе. Чуткость к слову, владение литературными жанрами делает по-настоящему
творческим процесс чтения. От маленького писателя к большому читателю – в
этом цель детского литературного творчества. Сегодня у нас осуществляется переход от традиционной авторитарной педагогики к педагогике гуманноличностной, неотъемлемым свойством которой является развитие творческого потенциала ребенка.
26

Способность к творчеству измеряется уровнем развития личности, и основная цель развивающего обучения состоит в способствовании развитию творческого потенциала ребенка. В этом особую роль играет словесное творчество.
Детское творчество – это свободное выражение ребенком в устной или в
письменной форме субъективно значимого для него нового словесного содержания. Словесно-творческая деятельность детей служит в первую очередь общему
развитию личности. Смысл и значение детского литературного творчества состоит в том, что оно развивает и «прочищает» эмоциональную жизнь ребенка, позволяет ребенку овладеть человеческой речью.
Каждый человек талантлив. Талант - это труд. Очень часто ребенок не подозревает о своих талантах, способностях. В сегодняшней жизни особенно важно
помочь такому ребенку найти ту точку опоры, сферу деятельности, в которой он
может ощутить собственную значимость и удовлетворение.
Проблема развития творческих способностей, умений и навыков напрямую
связана с развитием личности, мышления, интеллекта, умения понимать прекрасное. Кроме того, приобретая собственный опыт, ребенок учится анализу, сравнению, критическому осмыслению происходящего, что, безусловно, понадобится в
дальнейшей жизни.
И наконец, создавая литературные творения, человек ощущает собственную
значимость, умение делать то, чего не могут другие, и это способствует самореализации личности, созданию атмосферы успешности.
Система коллективных творческих дел обеспечивает непрерывность творческого процесса развития личности.
Программа предусматривает развитие самостоятельного творческого опыта
школьников. Самовыражение личности ребенка через различные виды деятельности предполагает собственное творчество детей, решение субъективно-творческих
задач разной степени трудности и творческого вклада.
В программе учитывается дифференцированный и индивидуальный подход:
каждый учащийся может свободно выбрать направление, форму и темп работы.
Чтение и анализ лирических произведений имеют огромное значение в становлении личности учащегося, создают благоприятные условия для развития
творческого воображения, полёта фантазии, развития правильной, грамотной речи, развивают способность свободно, нестандартно мыслить, проявлять себя в
творчестве. Важно не пропустить момент и направить энергию в правильное русло, определить творческие способности учащихся, талантливость, создать условия
для самовыражения, дать возможность проявить себя.
Основная цель программы - через знакомство с художественными лирическими произведениями разных авторов развивать умение учащихся правильно читать и анализировать стихи; формировать компетентность в области стихосложения; развивать творческий потенциал учащихся.
27

Программа предусматривает групповые и индивидуальные занятия по теории
и практике работы над высказыванием.
Группа формируется из разновозрастных детей с разным уровнем базовых
знаний, поэтому большое внимание уделяется индивидуальной работе.
Воспитательные мероприятия кружка направлены на всестороннее развитие
личности ребенка, выявление интересов ученика (в основе лежит развитие таких
качеств, как коллективизм, активность, сохранение народных традиций (на уровне
данного возраста), формирование чувств сознания и поведения детей в их единстве, включение всех детей в разнообразную, целесообразно организованную деятельность, гуманные отношения между детьми в коллективе, развитие творческих
способностей.
Программа способствует расширению кругозора учащихся, развитию их литературных способностей, помогает выявить одаренных детей и реализовать их
индивидуальные творческие возможности. А комплексный характер и интегрированная основа планирования занятий предполагает использование различных видов искусства.
Задачи:
1. Обучающие:
- освоение детьми более глубоких знаний по различным аспектам литературного творчества (стихосложение, жанры и роды произведения, лексические
средства языка);
- формирование у обучающихся творческого мышления: ассоциативных образов, фантазирования, понимание закономерностей, умение решать сложные
проблемные ситуации;
- развивать способности свободно, нестандартно мыслить, умение передать
свою мысль в письменной и устной форме;
- развитие эстетических качеств, самостоятельности суждений при восприятии произведения.
2. Воспитательные:
- воспитание у учащихся уважения и любви к мировой литературе;
- формирование трудолюбия и требовательности к себе;
- преодоление обучающимися нерешительности и закомплексованности в
отношении литературной деятельности;
- формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных навыков, культуры общения со сверстниками
Цели и задачи:
1. Развитие творческих литературных способностей школьников, их литературного дара.
28

2. Воспитание нравственно-этической культуры детей, формирование способности и потребности ребенка к саморазвитию, самообразованию, расширению кругозора, повышение интеллектуального уровня.
3. Формирование стремления к самореализации личности через собственный
литературный труд.
4. Совершенствовать навыки сочинения прозаических и лирических произведений.
5. Развитие умения художественного оформления своих творческих работ.
6. Формирование активной жизненной позиции.
7. Стимулировать желание детей работать творчески, пробудить потребности
выражать свое отношение к миру средствами искусства в творческой деятельности.
8. Развивать у учащихся умение самостоятельно работать с различными источниками информации, пользоваться интернет-ресурсам.
9. Совершенствовать навыки диалогического рассуждения, определения и аргументации собственной позиции по определенному вопрос
10. Учить общению в разновозрастном коллективе.
Педагогические условия реализации программы
В основе кружковой работы лежит принцип добровольности.
Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию
программы, являются:
- учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого учащегося;
- доброжелательный психологический климат на занятиях;
- личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного
процесса;
- оптимальное сочетание форм деятельности;
- доступность.
Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий с учащимися. Занятия могут проводиться в различных формах: обзоры поэтических новинок и отчёты о прочитанных книгах, работа в группах,
дискуссии, беседы, викторины, встречи с поэтами, конкурсы, литературные вечера.
Результатом занятий являются практические работы, выступления, праздники.
Используются следующие педагогические технологии: культуровоспитывающее обучение, проблемное, развивающее обучение, игровая, личностноориентированная, интеграционная, информационно-компьютерная технологии.
Программа развивает познавательный интерес к художественным произведениям, способность к сценической деятельности.
29

Основные виды деятельности работы в кружке:
- Работа с источниками информации.
- Грамотное оформление информации.
- Творческие работы.
- Выразительное чтение.
- Работа с компьютерными программами.
- Исследовательская деятельность.
- Свободная творческая дискуссия.
- Ролевые игры.
- Практическая работа (подготовка докладов, рефератов, материалов для
участия в творческих литературных конкурсах).
- Информационно-компьютерные технологии.
- Словотворчество.
- Беседы.
- Конкурсы.
- Творческие отчеты.
- Участие в массовых мероприятиях.
- Выпуск газет, бюллетеней, публикации произведений собственного сочинения.
- Сообщения, доклады, рефераты.
- Литературные слушания.
- Экскурсии.
Ожидаемый результат изучения программы
- Рост познавательной и творческой активности у ребят.
- Увеличение числа учащихся, занимающихся творческой, исследовательской работой.
- Формирование у учащихся эстетического, творческого подхода к оформлению материалов.
- Развитие наблюдательности, зрительной памяти, воображения, ассоциативного мышления.
- Повышение уровня обученности учащихся и качества знаний в области
литературы, культурологи, эстетики.
Оценка результативности
В качестве форм подведения итогов организуются публичные чтения произведений собственного сочинения, выступление на концертах, общешкольных линейках, участие в различных творческих конкурсах.

30

Материально-техническое обеспечение
Для занятий литературного кружка необходимы соответствующие дидактические материалы и техническое оборудование. В их числе:
1. Репродукции картин, фотографий поэтов и писателей.
2. CD-диски, DVD-диски с изображение пейзажей, видеофрагменты из литературных произведений, аудиозаписи музыкальных произведений.
3. Материалы для художественного творчества (гуашь, акварель, бумага и
т.д.)
4. Компьютер, мультимедийный проектор.
5. Столы, стулья.
Кабинет должен быть хорошо освещён, проветриваем, иметь средства для затемнения.
Список литературы
1. Вартаньян Э. В. Путешествие в слово: Кн. для внекласс. чтения. – 3-е изд.,
испр. – М.: Просвещение, 2001. – 208 с.: ил. – (Мир знаний);
2. Волина М. Игры в рифмы. – М.: Просвещение, 2009.
3. Матвеева Т. В. От звука до текста. – М.: Просвещение, 2001.
4. Москвин В.П. Теоретические основы стиховедения. – М.: Либроком, 2009.
5. Русская литература XX века / под общей ред. В.В. Агеносова, в двух частях. М.: Дрофа, 2002.
6. Тодоров Л.В. Русское стихосложение в школьном изучении. – М.: Просвещение, 2009.
7. Шульговский Н. Занимательное стихосложение. – М.: Издательский Дом
Мещерякова, 2008.

31

Календарно-тематическое планирование работы кружка
«Литературная мастерская»
№

дата
03.09

1.

2.
3.

03.09
10.09
14.09

4.
5.

17.09
21.09

6.
24.09
7.
28.09
8.

01.10
9.
10.

05.10

11. 08.10
12.10
12.
13. 15.10

Содержание программы
Введение (1ч.)
Цели, задачи кружка. Анкетирование по выявлению интересов, наклонностей учащихся. Путешествие в истоки литературы.
Литературные чтения (7ч.)
Литературные чтения, посвященные писателям – юбилярам,
произведениям-юбилярам в 2015 г.
145 лет со дня рождения Александра Ивановича Куприна
(7.09.1870-25.08.1938), русского писателя.
120 лет со дня рождения Сергея Александровича Есенина
(3.10.1895-28.12.1925), русского поэта. Есенинский праздник поэзии.
145 лет со дня рождения Ивана Алексеевича Бунина
(22.10.1870-8.11.1953), русского писателя
100 лет со дня рождения Константина (Кирилла) Михайловича Симонова (28.11.1915-28.08.1979), русского писателя.
Тема войны – одна из главных в творчестве Симонова.
135 лет со дня рождения Александра Александровича Блока
(28.11.1880-7.08.1921), русского поэта. Блок – классик русской литературы XX столетия, один из величайших поэтов
России.
195 лет со дня рождения Афанасия Афанасьевича Фета
(5.12.1820-3.12.1892), русского поэта. Три основные его темы – природа, любовь, искусство, объединяемые темой красоты.
Теория литературы (8ч.)
Лексическое богатство русского языка. Употребление многозначных слов в произведениях словесности. Омонимы, их
отличие от многозначных слов.
Роль омонимов, синонимов, антонимов, неологизмов, архаизмов и историзмов в художественных произведениях.
Фразеологизмы, их выразительность
Работа с толковыми словарями. Создание собственных текстов
Речевая культура-языковые нормы: орфоэпические нормы,
32

№

дата

14. 19.10
15. 22.10
16. 02.11
17.
18.
19.

05.11
09.11
12.11

20. 16.11
19.11
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.

23.11
26.11
30.11
03.12
07.12
10.12

28. 14.12
29. 17.12
30. 21.12
31.

24.12

32. 11.01
14.01
33.
34. 18.01
35. 21.01
36. 25.01

Содержание программы
лексические нормы, грамматические нормы, синтаксические
нормы.
Советы начинающему поэту.
Правила художественной декламации.
Ораторское мастерство.
Исследовательская деятельность (3 ч.)
Творческие проекты. «Традиции моей семьи». Создание
презентации.
Творческие проекты. «Фотография из семейного альбома»
(сочинения, рассказы, исследовательские статьи)
Творческие проекты. «Фотография из семейного альбома»
(сочинения, рассказы, исследовательские статьи)
Творческая деятельность (11 ч.)
Мастерская по развитию речи «Сказки с досказками».
Составление вопросов викторины к художественным произведениям.
«Реализация таланта». Составление текстов к иллюстрациям.
Написание сочинений о природе, животных, экологии.
Составление стихотворных поздравлений к праздникам.
Защита рефератов.
Рекламная кампания «Коронация писателя».
Составление текстов поэтического (прозаического) характера.
Деятельность по итогам экскурсий «Мир вокруг нас».
Конкурс «Напишу письмо ветерану».
Зарисовки, этюды на экологическую тему.
Основы журналистики (4 ч.)
Профессия журналист. Значение журналистики в современной жизни.
СМИ. Жанры журналистики.
Сбор информации «Где? Как? Когда?» Написание заметки
(статьи, репортажа, интервью, очерка).
Фоторепортаж. «Я журналист» - презентация работ.
Инсценирование произведений (11ч.)
Работа над выразительностью речи, над словом.
Постановка голоса, дикции; чтение по ролям.
33

№

дата

37. 28.01
38. 01.02
39. 04.02
08.02
40.
41.
42.

11.02
15.02

43. 18.02
44. 22.02
45. 25.02
46. 29.02
47. 03.03
07.03
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.

10.03
14.03
17.03
21.03
24.03
04.04
07.04
11.04

57. 14.04
58. 18.04

21.04
59.
60.

25.04

Содержание программы
Инсценирование сказок.
Инсценирование мини-пьес.
Новогодние сценки
С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев». История создания.
Знакомство с содержанием.
Инсценирование сказки «Двенадцать месяцев» (сцены по
выбору учащихся)
Инсценирование сказки «Двенадцать месяцев» (сцены по
выбору учащихся)
Инсценирование басен И.А.Крылова.
Инсценирование басен И.А.Крылова.
Инсценирование басен И.А.Крылова.
Воспитательные мероприятия (13ч.)
Беседа о великой силе поэзии.
Путешествие по легендам Крыма.
Фольклорно-этнографический конкурс «Преданья старины
глубокой…»
Литературный брейн-ринг.
Традиции, обычаи, литературные наследия народов Крыма.
Библиотечный час «Экскурсия по книжным полкам».
Литературная игра, посвященная творчеству Г.Х.Андерсена.
Путешествие в страну Литературию.
Викторина по басням И.А.Крылова (к 245-летию со дня рождения баснописца)
Литературная гостиная, посвященная 205-летию со дня рождения Н.В.Гоголя.
Виртуальная экскурсия «Япония – страна восходящего
солнца.
Современное искусство Японии».
Литературная гостиная «Поэзия, ставшая подвигом».
Мероприятия с применением
информационно-компьютерных технологий (10 ч.)
Создание презентации «Поэты, художники и композиторы.
Выражение настроения в произведении изобразительного
искусства, музыки и слова».
Создание презентации к 195-летию со дня рождения И. С.
Тургенева (жизнь, творчество писателя)
34

№
61.
62.

дата
28.04
02.05

63. 09.05
64. 12.05
65. 16.05
19.05
66.
67. 23.05
68. 24.05

Содержание программы
Создание презентации к 205-летию со дня рождения
Н.В.Гоголя
Создание презентации к 245-летию со дня рождения
И.А.Крылова
Создание презентации «Мой любимый поэт»
Создание презентации «Мой любимый писатель»
Создание презентации «Моя любимая книга»
Создание презентации «Путешествия по Крыму литературному»
Творческий отчет работы кружка.
Резервное время
7. Формы учебных занятий блока ДО

-

исследовательская и практическая деятельность
проектная деятельность, научные чтения
тренировки, соревнования.
выпуск печатной газеты
интеллектуальная, викторины
концертная деятельность
игра
беседы
экскурсия
творческий отчёт
театрализованные представления,
праздничные вечера,
конструирование
фестивали
создание презентаций, видеороликов
проведение экскурсий в музее гимназии,
создание новых экспозиций в музее.
8. Режим занятий

Занятия учащихся в объединениях дополнительного образования проводятся
в учебные дни недели и в каникулярное время. Между занятиями в общеобразовательном учреждении и посещением объединений дополнительного образования
имеется 45- минутный перерыв. Расписание составляется с опорой на санитарногигиенические нормы с учетом загруженности кабинетов, пожеланий родителей и
35

детей по принципу 5-дневной рабочей недели. Расписание занятий объединений
дополнительного образования утверждается директором школы.
Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 30-45 минут в зависимости от возраста учащихся. Продолжительность занятий в учебные
дни не превышает 1,5 часов.
Прием детей в творческие объединения осуществляется по желанию учащихся согласно заявлений родителей.
9. Ожидаемые результаты
- расширение возможностей для творческого развития личности ребенка,
реализации его интересов;
- повышение роли дополнительного образования детей в деятельности общеобразовательного учреждения;
- интеграция основного общего и дополнительного образования в условиях
реформирования структуры и содержания общего образования;
- укрепление здоровья детей, формирование здорового образа жизни;
- снижение роста негативных явлений в детской среде;
- духовно - нравственное оздоровление.
10. Формы контроля
- изучение и утверждение дополнительных образовательных программ, тематики планирования;
- посещение и анализ занятий;
- посещение открытых мероприятий, творческих отчетов;
- организация выставок и презентаций;
- ежегодное проведение мониторинга занятости учащихся школы и учащихся «группы риска» в объединениях дополнительного образования;
- ежегодный мониторинг успешности работы объединений дополнительного
образования;
- мониторинг степени удовлетворённости родителей работой объединений
дополнительного образования.
11. Формы подведения итогов реализации
дополнительной образовательной программы:
-

отчетные концерты
показательные выступления
участие во внешкольных мероприятиях
выполнение творческих работ
спектакли
экскурсии
научно - практические конференции.
36

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».