Адаптированная основная общеобразовательная программа НОО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (варианты 5.1., 5.2) (от 02.09.2019 № 487)

ОГЛАВЛЕНИЕ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

3

2. Адаптированная основная Общеобразовательная программа начального общего
образования обучающихся С тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1,5.2)

7

2.1 Целевой раздел ................................................................................................................ 7
2.1.1. Пояснительная записка .............................................................................................. 7
2.1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися с тяжелыми нарушениями
речи адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего
образования ......................................................................................................................... 11
2.1.3. Система оценки достижения обучающимися с тяжелыми нарушениями речи
планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной
программы начального общего образования ................................................................... 16
2.2. Содержательный раздел .............................................................................................. 16
2.2.1. Направления и содержание программы коррекционной работы ........................ 17
2.3. Организационный раздел............................................................................................ 18
2.3.1. Учебный план ............................................................................................................ 18
2.3.2. Система условий реализации адаптированной основной общеобразовательной
программы начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями
речи ....................................................................................................................................... 21

2

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Определение и назначение адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее – АООП) начального
общего образования (далее – НОО) обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР)
– это образовательная программа, адаптированная для обучения детей с ТНР с учетом особенностей их психофизического и речевого развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
В МБОУ РК «Школа №2» обучается 3 ребёнка с ОВЗ с тяжелыми нарушениями речи.
Дети с ТНР (вариант 5.1, 5.2) – это преимущественно дети с нормальным интеллектом, у
которых отсутствует мотивация к учебе, либо имеется отставание в овладении школьными
навыками (чтения, письма, счета). Отсутствие концентрации и быстрое рассеивание внимания
приводят к тому, что им трудно или невозможно функционировать в большой группе и самостоятельно выполнять задания. Кроме того, излишняя подвижность и эмоциональные проблемы
являются причинами того, что эти дети, несмотря на их возможности, не достигают в школе
желаемых результатов. Обучающемуся с ТНР необходим хорошо структурированный материал. Для таких детей важно обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного материала. Важно, чтобы школьники через выполнение доступных
по темпу и характеру, личностно ориентированных заданий поверили в свои возможности, испытали чувство успеха, которое должно стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание
учиться.
Характеристика режима образовательного процесса для детей с ТНР
Режим работы школы – 5 дней.
Начало занятий в 8.30
Продолжительность уроков для 1 класса при использовании «ступенчатого» режима
обучения (согласно внесению изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»):
-в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый (4 урок – занятия в нетрадиционной форме с записью в журнал);
-в ноябре-декабре - по 4 урока в день по 35 минут каждый (5 урок - занятия в нетрадиционной форме с записью в журнал);
-январь-май - по 4 урока по 40 минут каждый, один день в неделю 5 уроков за счет урока
физической культуры.
Продолжительность уроков 2-4-х классов по 45 минут. Продолжительность перемен 1020 мин.
Период обучения – 4 учебных четверти, продолжительность учебного года:
Общеобразовательные классы
1.класс
33 недели
2-4
34 недели
На коррекционные индивидуальные и групповые занятия по расписанию отводятся часы
во вторую половину дня продолжительностью 30 минут.
Форма обучения: очная.
3

Объем максимальной учебной нагрузки соответствует Санитарным нормам и правилам
СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
В школе используются следующие формы организации учебного процесса: классно –
урочная система, индивидуально-групповые занятия, внеурочные виды деятельности.
Организация учебного процесса ведется в целях охраны жизни и здоровья учащихся.
Обучение и воспитание несут коррекционно-развивающий характер.
В школе проводятся регулярные медосмотры, беседы на уроках и классных часах с приглашением специалистов. На уроках применяются здоровьесберегающие технологии. Ежемесячно в школе проходят дни здоровья, спортивные соревнования. Организован летний отдых
при школе.
Внеурочная деятельность организована во второй половине дня.
В учреждении существуют следующие меры безопасности: пожарная сигнализация,
журнал учета посетителей. С учащимися с ОВЗ постоянно проводятся беседы по технике безопасности, по ПДД, ППБ, тренинги.
Структура адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
АООП НОО обучающихся с ТНР содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели и планируемые результаты реализации АООП НОО, а также способы определения достижения этих целей и результатов. Целевой
раздел включает пояснительную записку; планируемые результаты освоения обучающимися с
ТНР АООП НОО; систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП
НОО.
Содержательный раздел определяет общее содержание НОО обучающихся с ТНР и
включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и
метапредметных результатов:
программу формирования универсальных учебных действий;
программу отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области;
программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся с ТНР;
программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа
жизни;
программу коррекционной работы;
программу внеурочной деятельности.
Организационный раздел включает учебный план НОО (реализующий предметные и
коррекционно-развивающую области, направления внеурочной деятельности); систему специальных условий реализации АООП НОО обучающихся с ТНР.
Принципы и подходы к формированию адаптированной основной общеобразовательной
программы начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.
В основу формирования АООП НОО обучающихся с ТНР положены следующие принципы:
принципы государственной политики Российской Федерации в области образования
(гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования,
адаптация системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.)
4

принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его
на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом
особых образовательных потребностей; онтогенетический принцип;
принцип комплексного подхода, использования в полном объеме реабилитационного потенциала с целью обеспечения образовательных и социальных потребностей обучающихся;
принцип преемственности, предполагающий при проектировании АООП НОО ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с ТНР;
принцип целостности содержания образования. Содержание образования едино. В основе структуры содержания образования лежит не понятие предмета, а понятие «предметной области»;
принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность
овладения обучающимися с ТНР всеми видами доступной им деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным
поведением;
принцип переноса знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях
учебной ситуации, в деятельность в жизненной ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире, в действительной жизни; трансформирование уровня полученных знаний в область жизнедеятельности;
принцип сотрудничества с семьей.
В основу разработки АООП НОО обучающихся с ТНР заложены дифференцированный,
деятельностный и системный подходы.
Дифференцированный подход к построению АООП НОО обучающихся с ТНР предполагает учет особых образовательных потребностей этих обучающихся, которые определяются
уровнем речевого развития, этиопатогенезом, характером нарушений формирования речевой
функциональной системы и проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания образования. АООП НОО создается в соответствии с дифференцированно сформулированными в ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ требованиями к:
структуре образовательной программы;
условиям реализации образовательной программы;
результатам образования.
Применение дифференцированного подхода обеспечивает разнообразие содержания,
предоставляя обучающимся с ТНР возможность реализовать индивидуальный потенциал развития; открывает широкие возможности для педагогического творчества, создания вариативных
образовательных материалов, развитие способности обучающихся самостоятельно решать
учебно-познавательные и учебно-практические задачи в соответствии с их возможностями.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной
психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития обучающихся с нормальным и нарушенным развитием.
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с ТНР младшего школьного возраста определяется характером организации
доступной им деятельности.
5

Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающей овладение ими содержанием образования.
В контексте разработки АООП начального общего образования обучающихся с ТНР реализация деятельностного подхода обеспечивает:
придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых предметных областях;
существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта
деятельности и поведения;
создание условий для общекультурного и личностного развития обучающихся с ТНР на
основе формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только
успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков, позволяющих продолжить образование на следующей ступени, но и социальной компетенции, составляющей основу
социальной успешности.
Ключевым условием реализации деятельностного подхода выступает организация детского самостоятельного и инициативного действия в образовательном процессе, снижение доли
репродуктивных методов и способов обучения, ориентация на личностно-ориентированные,
проблемно-поискового характера.
Системный подход основывается на теоретических положениях о языке, представляющем собой функциональную систему семиотического или знакового характера, которая используется как средство общения. Системность предполагает не механическую связь, а единство
компонентов языка, наличие определенных отношений между языковыми единицами одного
уровня и разных уровней.
Системный подход в образовании строится на признании того, что язык существует и
реализуется через речь, в сложном строении которой выделяются различные компоненты (фонетический, лексический, грамматический, семантический), тесно взаимосвязанные на всех
этапах развития речи ребенка.
Основным средством реализации системного подхода в образовании обучающихся ТНР
является включение речи на всех этапах учебной деятельности обучающихся.
В контексте разработки АООП начального общего образования обучающихся с ТНР реализация системного подхода обеспечивает:
тесную взаимосвязь в формировании перцептивных, речевых и интеллектуальных предпосылок овладения учебными знаниями, действиями, умениями и навыками;
воздействие на все компоненты речи при устранении ее системного недоразвития в процессе освоения содержания предметных областей, предусмотренных ФГОС НОО и коррекционно-развивающей области;
реализацию интегративной коммуникативно-речевой цели – формирование речевого
взаимодействия в единстве всех его функций (познавательной, регулятивной, контрольнооценочной и др.) в соответствии с различными ситуациями.
2.

6

2. АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (ВАРИАНТ 5.1,5.2)
2.1 Целевой раздел
2.1.1. Пояснительная записка
Цель реализации адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с ТНР направлена на формирование у них общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное,
интеллектуальное, физическое), овладение учебной деятельностью в соответствии с принятыми
в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
Принципы и подходы к формированию адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования
Представлены в разделе 1. Общие положения.
Общая характеристика адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования
Вариант 5.1. предполагает, что обучающийся с ТНР получает образование, полностью
соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию
сверстников с нормальным речевым развитием, находясь в их среде и в те же сроки обучения.
Срок освоения АООП НОО составляет 4 года.
Вариант 5.1 предназначается для обучающихся с фонетико-фонематическим или фонетическим недоразвитием речи (дислалия; легкая степень выраженности дизартрии, заикания;
ринолалия), обучающихся с общим недоразвитием речи III-IV уровней речевого развития различного генеза (например, при минимальных дизартрических расстройствах, ринолалии и т.п.),
у которых имеются нарушения всех компонентов языка; для обучающихся с нарушениями чтения и письма.
Адаптация АООП НОО предполагает введение четко ориентированных на удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР коррекционных мероприятий и
требований к результатам освоения обучающимися программы коррекционной работы.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ТНР
У детей с фонетико-фонематическим и фонетическим недоразвитием речи наблюдается
нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустикоартикуляторными признаками. Несформированность произношения звуков крайне вариативна
и может быть выражена в различных вариантах: отсутствие, замены (как правило, звуками простыми по артикуляции), смешение, искаженное произнесение (не соответствующее нормам
звуковой системы родного языка).
Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к дифференциации звуков, обеспечивающая восприятие фонемного состава родного
языка, что негативно влияет на овладение звуковым анализом.
Фонетическое недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования фонетической стороны речи либо в комплексе (что проявляется одновременно в искажении звуков,
7

звукослоговой структуры слова, в просодических нарушениях), либо нарушением формирования отдельных компонентов фонетического строя речи (например, только звукопроизношения
или звукопроизношения и звукослоговой структуры слова). Такие обучающиеся хуже чем их
сверстники запоминают речевой материал, с большим количеством ошибок выполняют задания, связанные с активной речевой деятельностью.
Обучающиеся с нерезко выраженным общим недоразвитием речи характеризуются остаточными явлениями недоразвития лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы. У таких обучающихся не отмечается выраженных нарушений звукопроизношения. Нарушения звукослоговой структуры слова проявляются в различных вариантах искажения его звуконаполняемости как на уровне отдельного слога, так и слова. Наряду с
этим отмечается недостаточная внятность, выразительность речи, нечеткая дикция, создающие
впечатление общей смазанности речи, смешение звуков, свидетельствующее о низком уровне
сформированности дифференцированного восприятия фонем и являющееся важным показателем незакончившегося процесса фонемообразования.
У обучающихся обнаруживаются отдельные нарушения смысловой стороны речи. Несмотря на разнообразный предметный словарь, в нем отсутствуют слова, обозначающие названия некоторых животных, растений, профессий людей, частей тела. Обучающиеся склонны использовать типовые и сходные названия, лишь приблизительно передающие оригинальное значение слова. Лексические ошибки проявляются в замене слов, близких по ситуации, по значению, в смешении признаков. Выявляются трудности передачи обучающимися системных связей и отношений, существующих внутри лексических групп. Обучающиеся плохо справляются
с установлением синонимических и антонимических отношений, особенно на материале слов с
абстрактным значением.
Недостаточность лексического строя речи проявляется в специфических словообразовательных ошибках. Правильно образуя слова, наиболее употребляемые в речевой практике, они
по-прежнему затрудняются в продуцировании более редких, менее частотных вариантов. Недоразвитие словообразовательных процессов, проявляющееся преимущественно в нарушении использования непродуктивных словообразовательных аффиксов, препятствует своевременному
формированию навыков группировки однокоренных слов, подбора родственных слов и анализа
их состава, что впоследствии сказывается на качестве овладения программой по русскому языку.
Недостаточный уровень сформированности лексических средств языка особенно ярко
проявляется в понимании и употреблении фраз, пословиц с переносным значением.
В грамматическом оформлении речи часто встречаются ошибки в употреблении грамматических форм слова.
Особую сложность для обучающихся представляют конструкции с придаточными предложениями, что выражается в пропуске, замене союзов, инверсии.
Лексико-грамматические средства языка у обучающихся сформированы неодинаково. С
одной стороны, может отмечаться незначительное количество ошибок, которые носят непостоянный характер и сочетаются с возможностью осуществления верного выбора при сравнении
правильного и неправильного ответов, с другой – устойчивый характер ошибок, особенно в самостоятельной речи.
Отличительной особенностью является своеобразие связной речи, характеризующееся
нарушениями логической последовательности, застреванием на второстепенных деталях, пропусками главных событий, повторами отдельных эпизодов при составлении рассказа на заданную тему, по картинке, по серии сюжетных картин. При рассказывании о событиях из своей
8

жизни, составлении рассказов на свободную тему с элементами творчества используются, в основном, простые малоинформативные предложения.
Наряду с расстройствами устной речи у обучающихся отмечаются разнообразные нарушения чтения и письма, проявляющиеся в стойких, повторяющихся, специфических ошибках
при чтении и на письме, механизм возникновения которых обусловлен недостаточной сформированностью базовых высших психических функций, обеспечивающих процессы чтения и
письма в норме.

сятся:

Особые образовательные потребности обучающихся с ТНР
К особым образовательным потребностям, характерным для обучающихся с ТНР отно-

- выявление в максимально раннем периоде обучения детей группы риска (совместно со
специалистами медицинского профиля) и назначение логопедической помощи на этапе обнаружения первых признаков отклонения речевого развития;
- получение начального общего образования в условиях образовательных организаций
общего или специального типа, адекватного образовательным потребностям обучающегося и
степени выраженности его речевого недоразвития;
- обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого
как через содержание предметных и коррекционно-развивающей областей и специальных курсов, так и в процессе индивидуальной/подгрупповой логопедической работы;
- создание условий, нормализующих/компенсирующих состояние высших психических
функций, анализаторной, аналитико-синтетической и регуляторной деятельности на основе
обеспечения комплексного подхода при изучении обучающихся с речевыми нарушениями и
коррекции этих нарушений;
- координация педагогических, психологических и медицинских средств воздействия в
процессе комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения;
- получение комплекса медицинских услуг, способствующих устранению или минимизации первичного дефекта, нормализации моторной сферы, состояния высшей нервной деятельности, соматического здоровья;
- возможность адаптации основной общеобразовательной программы при изучении содержания учебных предметов по всем предметным областям с учетом необходимости коррекции речевых нарушений и оптимизации коммуникативных навыков учащихся;
- гибкое варьирование организации процесса обучения путем расширения/сокращения
содержания отдельных предметных областей, изменения количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий;
- индивидуальный темп обучения и продвижения в образовательном пространстве для
разных категорий обучающихся с ТНР;
- постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики развития речевых процессов, исходя из механизма речевого дефекта;
- применение специальных методов, приемов и средств обучения, в том числе специализированных компьютерных технологий, дидактических пособий, визуальных средств, обеспечивающих реализацию «обходных путей» коррекционного воздействия на речевые процессы, повышающих контроль за устной и письменной речью;
- возможность обучаться на дому и/или дистанционно при наличии медицинских показаний;
9

- профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации путем максимального расширения образовательного пространства, увеличения социальных контактов;
обучения умению выбирать и применять адекватные коммуникативные стратегии и тактики;
- психолого-педагогическое сопровождение семьи с целью ее активного включения в
коррекционно-развивающую работу с ребенком; организация партнерских отношений с родителями.

10

2.1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися
с тяжелыми нарушениями речи адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися с ТНР
АООП НОО соответствуют ФГОС НОО.
Планируемые результаты освоения обучающимися с ТНР АООП НОО дополняются результатами освоения программы коррекционной работы.
Предметные результаты освоения АООП НОО (вариант 5.1,5.2) соответствуют ФГОС
НОО:
Филология
Русский язык:
1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового
и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
2) формирование интереса к изучению родного (русского) языка;
3) овладение первоначальными представлениями о правилах речевого этикета;
4) овладение основами грамотного письма;
5) овладение обучающимися коммуникативно-речевыми умениями, необходимыми для
совершенствования их речевой практики;
6) формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как
показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
7) использование знаний в области русского языка и сформированных грамматико- орфографических умений для решения практических задач.
Литературное чтение:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о
мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о
добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам;
3) осознанное, правильное, плавное чтение вслух целыми словами с использованием некоторых средств устной выразительности речи;
4) понимание роли чтения, использование разных видов чтения;
5) формирование умения осознанно воспринимать и оценивать содержание текстов, участие в обсуждении прочитанных произведений, умение высказывать отношение к поступкам
героев, оценивать поступки героев и мотивы поступков с учетом принятых в обществе норм и
правил;
6) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научнопопулярных и учебных текстов;
7) формирование потребности в систематическом чтении;
8) выбор с помощью взрослого интересующей литературы.
Иностранный язык:
1) приобретение начальных элементарных навыков общения в устной и письменной
форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей;
11

2) освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на
элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора;
3) сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого
языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы.
Математика и информатика
Математика:
1) использование начальных математических знаний о числах, мерах, величинах и геометрических фигурах для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений,
а также оценки их количественных и пространственных отношений;
2) приобретение начального опыта применения математических знаний для решения
учебно-познавательных и учебно-практических задач;
3) умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры.
Окружающий мир:
1) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье,
истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
2) расширение, углубление и систематизация знаний о предметах и явлениях окружающего мира, осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
3) усвоение простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между миром живой и неживой природы, между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей
среде;
4) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире, умение прогнозировать простые последствия собственных действий и действий,
совершаемых другими людьми.
Основы религиозных культур и светской этики:
1) знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
2) понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
3) формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
4) осознание ценности человеческой жизни.
Искусство
Изобразительное искусство:
1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
2) развитие эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое, дифференцировать красивое от «некрасивого», высказывать оценочные суждения о произведениях искусства;
воспитание активного эмоционально-эстетического отношения к произведениям искусства;
3) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах
художественной деятельности (изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, дизайна и др.);
12

4) умение воспринимать и выделять в окружающем мире (как в природном, так и в социальном) эстетически привлекательные объекты, выражать по отношению к ним собственное
эмоционально-оценочное отношение;
5) овладение практическими умениями самовыражения средствами изобразительного
искусства.
Музыка:
1) формирование первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее
роли в духовно-нравственном развитии человека;
2) формирование элементов музыкальной культуры, интереса к музыкальному искусству
и музыкальной деятельности, формирование элементарных эстетических суждений;
3) развитие эмоционального осознанного восприятия музыки, как в процессе активной
музыкальной деятельности, так и во время слушания музыкальных произведений;
4) формирование эстетических чувств в процессе слушания музыкальных произведений
различных жанров;
5) использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкальнопластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
Технология:
1) формирование навыков самообслуживания, овладение некоторыми технологическими
приемами ручной обработки материалов, усвоение правил техники безопасности;
2) формирование умений работать с разными видами материалов (бумагой, тканями,
пластилином, природным материалом и т.д.); выбирать способы их обработки в зависимости от
их свойств;
3) формирование организационных трудовых умений (правильно располагать материалы
и инструменты на рабочем месте, выполнять правила безопасной работы и санитарногигиенические требования и т.д.)
4) приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
5) использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач.
Физическая культура
1) формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для
укрепления здоровья человека, физического развития, повышения работоспособности.
2) овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.);
3) формирование умения следить за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок.
Образ выпускника начальной школы
 это ученик, который овладел обязательным минимумом содержания образования, достиг уровня элементарной грамотности, а именно, сформированности опорных знаний и учебных умений в области счёта, письма и умения решать простейшие познавательные задачи; он
готов, а главное, хочет учиться;
 это ученик, который преодолел нарушения звукопроизносительной стороны речи и у
которого отмечается значительное ослабление психоречевого дефекта;
 это ученик, который овладел первым уровнем развития самостоятельной деятельности – копирующим действием;
 это ученик, у которого есть потребность выполнять правила для обучающихся; он
умеет различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и по13

ведение одноклассников, соблюдает порядок и дисциплину в школе и общественных местах;
 Это ученик, у которого есть опыт участия в подготовке и проведении общественно
полезных дел, осуществления индивидуального и коллективного выбора поручений в процессе
организации жизнедеятельности в классе и гимназии;
 это ученик, который способен сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к
другим людям, животным, природе;
 это ученик, который стремится стать сильным, быстрым, ловким и закаленным.
Планируемые результаты освоения обучающимися АООП НОО (вариант 5.1,5.2) дополняются требованиями к результатам освоения программы коррекционной работы
Планируемые результаты освоения обучающимися с тяжелыми нарушениями речи
программы коррекционной работы
Требования к результатам освоения программы коррекционной работы должны соответствовать требованиями ФГОС НОО, которые дополняются группой специальных требований.
Требования к результатам коррекционной работы по преодолению нарушений устной
речи, преодолению и профилактике нарушений чтения и письма: отсутствие дефектов звукопроизношения и умение различать правильное и неправильное произнесение звука; умение
правильно воспроизводить различной сложности звукослоговую структуру слов как изолированных, так и в условиях контекста; правильное восприятие, дифференциация, осознание и
адекватное использование интонационных средств выразительной четкой речи; умение произвольно изменять основные акустические характеристики голоса; умение правильно осуществлять членение речевого потока посредством пауз, логического ударения, интонационной интенсивности; минимизация фонологического дефицита (умение дифференцировать на слух и в
произношении звуки, близкие по артикуляторно-акустическим признакам); умение осуществлять операции языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова; практическое владение основными закономерностями грамматического и лексического строя речи; сформированность лексической системности; умение правильно употреблять грамматические формы
слов и пользоваться как продуктивными, так и непродуктивными словообразовательными моделями; овладение синтаксическими конструкциями различной сложности и их использование;
владение связной речью, соответствующей законам логики, грамматики, композиции, выполняющей коммуникативную функцию; сформированность языковых операций, необходимых
для овладения чтением и письмом; сформированность психофизиологического, психологического, лингвистического уровней, обеспечивающих овладение чтением и письмом; владение
письменной формой коммуникации (техническими и смысловыми компонентами чтения и
письма); позитивное отношение и устойчивые мотивы к изучению языка; понимание роли языка в коммуникации, как основного средства человеческого общения.
Требования к результатам овладения социальной компетенцией должны отражать:
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении: умение адекватно оценивать свои силы, понимать,
что можно и чего нельзя: в еде, физической нагрузке, в приеме медицинских препаратов, осуществлении вакцинации; написать при необходимости SMS-сообщение; умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую проблему; выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей; умение принимать решения в области
жизнеобеспечения; владение достаточным запасом фраз и определений для обозначения возникшей проблемы;

14

- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни:
прогресс в самостоятельности и независимости в быту и школе; представления об устройстве
домашней и школьной жизни; умение адекватно использовать лексикон, отражающий бытовой
опыт и осуществлять речевое сопровождение своих действий, бытовых ситуаций; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела; умение адекватно оценивать свои речевые возможности и ограничения при участии в общей коллективной деятельности; умение договариваться о распределении функций в совместной деятельности; стремление ребёнка участвовать в подготовке и проведении праздника; владение достаточным запасом фраз и определений для участия в подготовке и проведении праздника;
- овладение навыками коммуникации: умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор; умение
корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие; умение поддерживать
продуктивное взаимодействие в процессе коммуникации; умение получать информацию от собеседника и уточнять ее; прогресс в развитии информативной функции речи; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях коммуникации в соответствии с коммуникативной установкой; позитивное отношение и устойчивая мотивация к активному использованию
разнообразного арсенала средств коммуникации, вариативных речевых конструкций; готовность слушать собеседника и вести диалог; умение излагать свое мнение и аргументировать его;
умение использовать коммуникацию как средство достижения цели в различных ситуациях;
прогресс в развитии коммуникативной функции речи;
- дифференциацию и осмысление картины мира: адекватность бытового поведения ребёнка с точки зрения опасности (безопасности) для себя и окружающих; способность прогнозировать последствия своих поступков; понимание значения символов, фраз и определений, обозначающих опасность и умение действовать в соответствии с их значением; осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем; умение устанавливать
причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования; умение устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку; наличие активности во взаимодействии с
миром, понимание собственной результативности; прогресс в развитии познавательной функции речи;
- дифференциацию и осмысление адекватно возрасту своего социального окружения,
принятых ценностей и социальных ролей: знание правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса (с близкими в семье, учителями и учениками в школе, незнакомыми людьми в транспорте и т.д.); наличие достаточного запаса фраз и определений для взаимодействия в разных социальных ситуациях и с людьми разного социального статуса; представления о вариативности социальных отношений; готовность к участию в различных видах социального взаимодействия; овладение средствами межличностного взаимодействия; умение адекватно использовать принятые в окружении обучающегося социальные ритуалы; умение передавать свои чувства в процессе моделирования социальных отношений; прогресс в развитии регулятивной функции речи.
Эти требования конкретизируются в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся.

15

2.1.3. Система оценки достижения обучающимися
с тяжелыми нарушениями речи планируемых результатов освоения
адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования
Система оценки достижения обучающимися с ТНР планируемых результатов освоения
АООП НОО соответствует ФГОС НОО.
Система оценки достижения обучающимися с ТНР планируемых результатов освоения
АООП НОО должна позволять вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов; в том числе итоговую оценку, обучающихся с ТНР, освоивших АООП НОО.
Система оценки достижения обучающимися с ТНР планируемых результатов освоения
АООП НОО должна предусматривать оценку достижения обучающимися с ТНР планируемых
результатов освоения программы коррекционной работы в поддержке освоения АООП НОО,
обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся,
успешность в развитии различных видов деятельности.
2.2. Содержательный раздел
Основной целью адаптированной образовательной программы является создание в
школе гуманной лечебно – педагогической среды с целью социально – персональной реабилитации детей с ОВЗ.
Адаптированная образовательная программа предусматривает решение основных
задач:
Обеспечение условий для реализации прав обучающихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;
Сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ОВЗ на основе совершенствования
образовательного процесса;
Создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей обучающихся с ОВЗ;
Совершенствование системы кадрового обеспечения.
Адаптированная основная образовательная программа МБОУ г. Керчи РК «Школа № 2» реализуется при получении:
- начального общего образования – 4 года.
Ожидаемые конечные результаты Программы.
Обеспечение высокого уровня качества образования для обучающихся в ОВЗ.
Достижение показателей коррекционной работы:
- подготовка обучающихся к государственной (итоговой) аттестации;
Взаимодействие с дошкольными образовательными учреждениями по вопросам ранней
диагностики отклонений в развитии.
Обеспечение предметов адаптированной образовательной программы электронными образовательными ресурсами
Содержание подготовки учащихся:
- на первом уровне - педагогический коллектив начальной школы призван: сформировать у детей желание и умение учиться; гуманизировать отношения между учащимися, учителями и учащимися; помочь детям с ОВЗ приобрести опыт общения и сотрудничества; мотивировать интерес к знаниям и самопознанию, заложить основы формирования личностных качеств, создать условия для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей,
обеспечения их эмоционального благополучия
16

- на втором уровне обучения, представляющей собой продолжение формирования познавательных интересов учащихся и их самообразовательных навыков, педагогический коллектив основной школы стремится заложить фундамент общей образовательной подготовки
школьников, необходимый для освоения общеобразовательной программы (в случае отсутствия
у ребенка отклонений в умственном развитии), профессионально -- трудового обучения и выбора учащимся направления профессиональной подготовки (дети с УО) с учетом собственных
способностей и возможностей; создать условия для самовыражения учащихся на учебных и
внеучебных занятиях в школе.
2.2.1. Направления и содержание программы коррекционной работы
Психологическое сопровождение образовательного процесса реализуется во время проведения коррекционной работы на уроках и во внеурочное время.
Медико-педагогический консилиум осуществляет сопровождение учащихся на протяжении всего периода обучения в школе, консультирование всех участников педагогического
процесса и пропагандирование дефектологических знаний.
В школе складывается система лечебно - оздоровительной работы, направленная на сохранение и укрепление здоровья учащихся, которая включает в себя следующие мероприятия;
просветительскую работу с учащимися и родителями; создание здоровьесберегающей среды,
предполагающей соблюдение охранительного режима, санитарных норм и правил, введение в
учебно-воспитательный процесс здоровьесберегающих технологий, проведение спортивных
мероприятий и праздников.
Социально-педагогическое сопровождение обучающегося осуществляется классными
руководителями и учителями.

17

2.3. Организационный раздел
2.3.1. Учебный план
Обязательные предметные области учебного плана и учебные предметы соответствуют
ФГОС НОО
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
с русским языком обучения

Предметные
области
Русский язык и литературное чтение
Родной язык и литературное чтение
на родном языке
Иностранный язык
Математика и информатика
Обществознание
и естествознание
(Окружающий мир)
Основы религиозной
культуры и светской этики
Искусство
Технология
Физическая культура
ИТОГО
Часть, формируемая
участниками образовательных отношений при 5дневной учебной
неделе

Учебные предметы

Количество часов в неделю
по классам
1А, 1Б, 1В

2А, 2Б ,2В

3А, 3Б,3В

4А, 4Б

5
2+1
+1

4
2+1
+1

4+1
2+1+1
-

3+1+1
3
-

-

+1

-

-

-

2

2

2

Математика

4

4

4

4

Окружающий мир

2

2

2

2

Основы религиозной
культуры и светской
этики

-

-

-

1

1

1

1

1

1
1

1
1

1
1

1
1

3

3

3

2+1

21

23

23

23

Литературное чтение

-1

-1

-1

-

Родной (русский) язык

-1

-1

-1

-1

Литературное чтение
на родном (русском)
языке

-

-1

-1

-1

Физическая культура

-

-

-

-1

21

23

23

23

10
31

10
33

10
33

10
33

Обязательная часть
Русский язык
Литературное чтение
Родной (русский) язык
Литературное чтение
на родном (русском)
языке
Иностранный язык
(английский)

Изобразительное
искусство
Музыка
Технология
Физическая культура

Максимальная допустимая недельная образовательная нагрузка при 5-дневной учебной
неделе
Внеурочная деятельность
Всего финансируется

18

Коррекционная работа осуществляется во внеурочное время.
Организация внеурочной работы обучающихся с ОВЗ (ТНР).
Исходя из цели, задач, форм, уровней внеурочной деятельности, для ее реализации в
МБОУ г.Керчи РК «Школа №2» используется оптимизационная модель.
Оптимизационная модель. Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации
всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в ее реализации
принимают участие все педагогические работники данного учреждения (учителя, педагогорганизатор, социальный педагог, вожатая, библиотекарь и другие).
В этом случае координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель,
который в соответствии со своими функциями и задачами:
– взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным
персоналом общеобразовательного учреждения;
– организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
– организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления; организует социально
значимую, творческую деятельность обучающихся.
Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов
на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его
структурных подразделений.
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся
и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы
обучения
Воспитательная работа в школе с детьми с ОВЗ рассматривается как наиболее важное
взаимодействие и сотрудничество всех субъектов учебно-воспитательного процесса в культурной среде. Моделируемая нами культурная среда школы ориентируется в первую очередь на
нравственное саморазвитие и самоопределение школьников в ходе овладения знаниями, на
развитие их мышления, чувств и личного опыта.
Воспитательный процесс реализуется по нескольким традиционным направлениям,
обучающихся с ОВЗ:
- художественно – эстетическое;
- спортивное;
- по общеинтеллектуальному направлению «Разговор о правильном питании».
Организация воспитательной работы повышает эффективность педагогического процесса, позволяет осуществлять не только подготовку учащихся к школе, но и включать ребят в
жизнь, даёт возможность корректировать нарушенное развитие учащихся.
Занятия проводятся в школе.
Организуя воспитательную работу детей с ОВЗ в школе, осуществляя выбор форм проведения занятий, отбирая содержание образования, педагогический коллектив ориентируется
на требования педагогической целесообразности организации детей, выбирая из предложенных
занятий то, которое больше всего отвечает индивидуальным интересам, возможностям и способностям, ученик реализует внутреннее желание деятельности и интерес к ней.
Внеурочная деятельность школы осуществляется следующим образом:
19

Направление

Срок реализации
Здоровьесберегающее Операция «Подросток»: Эстафета «Мой В течение
веселый, звонкий мяч»: Акция «ПДД для года
всех»: Кл.ч. «Безопасность в сети Интернет»: Спортивные праздники в честь Дня
защитника отечества: День Здоровья.
Спортивная программа «Мама папа, я –
спортивная семья»: Беседы врача «Гигиена – основа здоровья»: Классные часы:
«Культура и этикет правильного питания».: Выставка рисунков «Безопасность
на дорогах»:
Художественно12 сентября - День семейного общения
эстетическое
«Загляни
в
семейный
альбом»:
Оформление
поздравительных
открыток «Гордое имя – Учитель!»:
Новогодний карнавал: Конкурс на
лучшую
новогоднюю
игрушку:
Праздничный концерт, посвященный
международному женскому дню – 8
марта: Посещение театров, музеев
города:

Ответственные
исполнители
Снисарь В.В.
зам. директора
по УВР:
Степанова
Р.М. кл. рук.

Духовно-нравственное Праздник «Здравствуй, город Родни- Сентябрьковск!» Кл.ч. «Приветствуем друг дру- май
га», «Зачем мы ходим в школу!»: Стихи
«Наши бабушки и дедушки»,: Праздник
посвящение в первоклассники «Мы жители города Родниковска»: Классные часы «В кругу друзей Земли необъятной»,
экскурсия в кукольный театр: Конкурс
«Чистюля из города Родниковска»:
Творческий конкурс «Новый год шагает
по планете», экскурсия на шоколадную
фабрику: Конкурс «Пасха радость нам
несёт»: , Классные часы: «История славянской азбуки и письменности»: Праздник «До свидания, город Родниковск»
(Последний звонок)

Снисарь В.В.
зам. директора
по УВР.
Степанова
Р.М. кл. рук

Интеллектуальное

Название тем

Снисарь В.В.
зам. директора
по УВР.
Степанова
Р.М. кл. рук.

Участие в международных конкурсах В течение Лейман Е.Б
«Кенгуру», «Русский медвежонок», кон- года
.зам.директора
курсах, фестивалях, смотрах: Участие в
по УВР
20

предметных олимпиадах: Участие
предметных днях и неделях
Патриотическое

в

Цикл мероприятий, посвящённых Дню Октябрь
народного единства Россия - родина моя: май
Праздничная программа «Наши защитники»: День космонавтики: Неделя памяти« Они сражались за Родину!»
фотовыставка «Славе России не меркнуть»): Поездка к Монументу Славы

Степанова
Р.М.
- Степанова
Р.М.
Кл. рук..

2.3.2. Система условий реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
В МБОУ г. Керчи РК «Школа №2» работают с данной категорией детей 6 учителей.
Среди них нет специалистов, имеющих специальное образование для работы с детьми с ОВЗ,
поэтому педагоги повышают квалификацию на специальных курсах.
Уровень знаний учителей повышается за счет самообразования, организации и проведение семинаров, мастер- классов, консультаций со специалистами, работающих в этой области.
Психологическое сопровождение образовательного процесса реализуется во время проведения коррекционной работы на уроках и во внеурочное время.
Медико-педагогический консилиум осуществляет сопровождение учащихся на протяжении всего периода обучения в школе, консультирование всех участников педагогического
процесса и пропагандирование дефектологических знаний.
В школе складывается система лечебно - оздоровительной работы, направленная на сохранение и укрепление здоровья учащихся, которая включает в себя следующие мероприятия;
просветительскую работу с учащимися и родителями; создание здоровьесберегающей среды,
предполагающей соблюдение охранительного режима, санитарных норм и правил, введение в
учебно-воспитательный процесс здоровьесберегающих технологий, проведение спортивных
мероприятий и праздников.
Социально-педагогическое сопровождение обучающегося осуществляется классными
руководителями и учителями.
В школе уделяется большое внимание профилактике правонарушений, ведется индивидуальная работа с учащимися группы риска, осуществляется контроль посещаемости данными
учащимися школьных занятий, организуются встречи с инспекторами КДН, встречи с родителями, консультации социального педагога, обследование семей. Разработана и внедряется в
действие программа по защите прав детей, предупреждению правонарушений и преступлений,
профилактике курения и алкоголизма, токсикомании и наркомании среди учащихся с ОВЗ в
том числе.
Материально-техническое оснащение
В школе функционируют следующие кабинеты специального назначения: кабинет информатики, библиотека, спортзал.
Питание: бесплатно дотация, для детей с ОВЗ из общеобразовательных классов – завтрак, горячий завтрак бесплатно.
В школе организовано горячее питание, предусмотрены белковые продукты, овощи и
фрукты. Пища содержит растительное масло и витамины, которые повышают сопротивляе21

мость к инфекционным заболеваниям, способствуют правильному развитию и росту ребенка.
Медицинский работник и администрация школы регулярно ведут контроль за качеством пищи
и её дозировкой. Доставка продуктов производится ежедневно. Столовая рассчитана на 72 посадочных мест, питание осуществляется по графику. Обеспеченность посудой 100 %
Материально-технические условия школы обеспечивают условия для организации обучения и взаимодействия специалистов, их сотрудничества с родителями (законными представителями) обучающихся;
Информационное обеспечение включает необходимую нормативно-правовую базу образования обучающихся с ТНР и характеристики предполагаемых информационных связей
участников образовательного процесса.
Информационно-образовательная среда школы должна обеспечивает возможность осуществлять в электронной (цифровой) форме следующие виды деятельности:
планирование образовательного процесса;
размещение и сохранение материалов образовательного процесса, в том числе – работ
обучающихся и педагогов, используемых участниками образовательного процесса информационных ресурсов;
фиксацию хода образовательного процесса и результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с
ТНР;
взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе – дистанционное посредством сети Интернет, возможность использования данных, формируемых в ходе образовательного процесса для решения задач управления образовательной деятельностью;
контролируемый доступ участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет (ограничение доступа к информации, несовместимой
с задачами духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся);
взаимодействие образовательной организации с органами, осуществляющими управление в сфере образования и с другими образовательными организациями.
Функционирование информационной образовательной среды обеспечивается средствами информационных и коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих.
Для обучающихся с ТНР предусмотрена определенная форма и доля социальной и образовательной интеграции. Это требует координации действий, обязательного, регулярного и качественного взаимодействия специалистов, работающих как с обучающимися, не имеющими
речевой патологии, так и с их сверстниками с ТНР. Для тех и других специалистов предусмотрена возможность обратиться к информационным ресурсам в сфере специальной психологии и
коррекционной педагогики, включая электронные библиотеки, порталы и сайты, дистанционный консультативный сервис, получить индивидуальную консультацию квалифицированных
профильных специалистов. Также предусматривается организация регулярного обмена информацией между специалистами разного профиля, специалистами и семьей, включая сетевые ресурсы и технологии.
Материально-техническая база реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального образования обучающихся с ТНР соответствует действующим
санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных
учреждений.

22

Адаптированная рабочая программа коррекционных занятий
«Коррекция и развитие устной и письменной речи»
обучающихся с тяжелым нарушением речи
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа коррекционно-развивающих занятий в1 классе.
«Коррекция и развитие устной и письменной речи» на 2019/20 учебный год составлена
на основании следующих нормативно-правовых документов:
1.Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».
2.ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ Министерства науки и образования РФ от 19.12.2014 № 1598)
3.Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа
начального общего образования обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи (одобрена решением учебно-методического объединения по общему образованию протокол от 30 августа 2019 г. № 3)
4. Учебного плана МБОУ РК «школа№2» г.Керчи (2019г).
Закон «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
5.Инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000г №2 «об организации
работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;
6.Инструктивное письмо Мин. общего и профессионального образования РФ от 22.01.98
№ 20-58-07 ин/20-4 « Об учителях-логопедах и педагогах – психологах учреждений образования».
7.Инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» / Под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой. М.,1996г.
8.Положение о логопедическом пункте МБОУ РК «Школа №2».
9. «Содержание и организация логопедической работы учителя – логопеда общеобразовательного учреждения», Т.П.Бессонова, Москва, АПК и ППРО, 2008 год
Настоящая программа составлена исходя из особенностей психофизического развития с
учетом индивидуальных возможностей. Программа соответствует возрастным возможностям и
особым образовательным потребностям детей с ТНР.
Программа направлена развитие логопедических процессов обучающегося и личностное
развитие возможностей ребенка в обучении, раскрытие у него потенциальных творческих возможностей.
Особые образовательные потребности:
создание условий, нормализующих состояние высших психических функций, анализаторной, аналитико-синтетической и регуляторной деятельности на основе обеспечения комплексного подхода при изучении обучающегося с речевыми нарушениями и коррекции этих
нарушений;
применение специальных методов, приемов и средств обучения, дидактических пособий, визуальных средств, обеспечивающих коррекционное воздействие на речевые процессы,
повышающих контроль за устной речью;
3.специальная логопедическая помощь, направленная на развитие речи;

23

4.специальная логопедическая помощь, направленная на формирование способности к
самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формированию умения запрашивать и использовать помощь взрослого;
Методической основой обучения произношению выступают:
построение обучения произношению с учётом частотности звуков и обозначающих их
буква также порядка следования букв и звуков в учебнике;
обязательное усвоение детьми слогов типа СГ (условно называемых в методической литературе слогами-слияниями);
применение оригинальных схем-моделей разнотипных слогов, слов и предложений, помогающих детям в усвоении реально существующих в языке соотношений между звуковой и
графической формами слов;
использование цветовых сигналов и графических знаков при обозначении звуков, слов и
предложений, а также символических обозначений, разных типов заданий и упражнений;
изучение главных характеристик, свойств и признаков звуков русского языка;
формирование у детей ведущих видов речевой деятельности - слушания и говорения
(навыки чтения и письма формируются в большей степени на уроках обучения грамоте).
Общая характеристика предмета
Программой учебного курса «Коррекция и развитие устной и письменной речи» предусмотрены следующие линии обучения:
формирование произношения звуков. Представлена научно и методически обоснованная последовательность изучения звуков (фонем) с учётом системной связи между фонемами
русского языка, их артикуляционной доступности для детей с отклонениями в строении и
функционировании органов артикуляционного аппарата и нарушениями различения акустических характеристик звуков;
освоение слогов разных типов и слов разной слоговой структуры. Объём работы над
звуко-слоговой и ритмической структурой слова на начальном этапе обучения (в подготовительном—1 классах) включает изучение отдельных слов определенного слогового состава,
определённых фонетических групп звуков, улучшение слуховой памяти и различения звуков;
решается задача развития навыков звукового анализа и синтеза, т. е. осуществляется профилактика дисграфии и дислексии.
Содержание программы курса определяется следующими принципиальными положениями:
1.Раздел «Произношение» является сквозным, (помимо индивидуальных логопедических занятий, на которых в течение всего периода школьного обучения осуществляется уточнение и совершенствование навыков звукового оформления речи).
2.В программу включён ряд тематических разделов, модель построения которых инвариантна: не рекомендуется менять последовательность изучения тем и разделов учебного
предмета. Звуки должны изучаться в определённой последовательности в зависимости от
сложности их произношения, восприятия и дифференциации для детей с речевыми расстройствами. В 1 классе основное внимание должно уделяться автоматизации звуков в слогах, словах, словосочетаниях и их полноценному восприятию в облегчённых фонетических условиях.
Соотнесённость отобранного речевого материала с целями обучения определяет строгий отбор
лексики и грамматических форм в текстах на этом этапе обучения. В то же время с учётом
принципа коммуникативности фонетические упражнения осуществляются по возможности не
изолированно, а в словосочетаниях и в тексте.
Программой строго регламентируется фонетическая организация языкового материала,
т. е. она не является произвольной - она подчинена необходимости автоматизации сформиро24

ванных на предыдущем этапе обучения произносительных навыков и совершенствования фонематического восприятия. По мере возможности учитываются коммуникативные потребности обучающихся, сфера их общения. Особое внимание необходимо отвести специальным
упражнениям, направленным на усвоение разных видов высказываний. Они расширяют речевую практику детей и то же время способствуют развитию навыков построения предложений.
При разработке содержания и методов обучения были учтены особенности звуковой
стороны речи детей с общим недоразвитием речи, дидактическая и психологическая специфика их обучения, а также современные представления о взаимосвязи речедвигательного и речеслухового анализаторов в речевой деятельности.
Рекомендуемая последовательность усвоения фонем, отличная от принятой в общеобразовательной школе, позволяет обеспечить их автоматизацию и дифференциацию по различным
акустико-артикуляционным признакам, сформировать фонематические представления, навыки
фонематического анализа и усвоения слоговой структуры. Учтены типичные трудности звукового оформления речи при её недоразвитии (длительный период автоматизации звука, смешения и замены фонем, нарушения звуко-слоговой структуры и др.).
В то же время для детей с относительно сохранным или скорригированным произносительным фондом возможно более интенсивное по срокам усвоение предлагаемого материала.
Однако следует обращать специальное внимание на степень сформированности фонематического восприятия даже при относительно хорошем произносительном навыке звуков речи.
Речевой материал, используемый в процессе работы над произношением, необходимо
подбирать таким образом, чтобы представления о звуковом составе слова формировались у детей эмпирическим путём (наблюдения за техникой произнесения, усиление кинестетических
ощущений, развитие фонематического восприятия и др.).
4. Предусмотрено концентрическое расположение материала, который содержит требования к развитию произносительной стороны устной речи: произношению (артикулированию
звуков), фонематическому восприятию, овладению звуко-слоговой структурой слова, произношению слов и предложений с соблюдением ритма, темпа, ударения и интонации в соответствии с условиями речевого общения.
5. Раздел коррекции предполагает ориентацию на уровень развития звуковой стороны
речи и фонематического восприятияКурс построен в соответствии с основными принципами
индивидуального и дифференцированного подхода, что определяет важность выбора посильных заданий в соответствии с произносительными особенностями детей, с целью обеспечения
для каждого ученика ситуации успеха. Содержание учебного материала необходимо ориентировать на выработку произносительных умений и навыков под руководством учителялогопеда, который осуществляет основную функцию контроля за правильностью и чёткостью
артикуляции и вовремя исправляет речевые ошибки. Часть упражнений и заданий должна быть
предназначена для самостоятельной работы обучающихся, находящихся на стадии овладении
навыками чтения.
Формы организации работы: индивидуальные логопедические занятия.
Описание места кура в учебном плане
Программа логопедических занятий рассчитана на проведение 3 занятий в неделю (всего 99 часов).
Планируемые результаты освоения предмета на конец учебного года
Личностные результаты
25

У учащегося будут сформированы:
положительное отношение к учёбе в школе, к предмету «Коррекция и развитие устной и письменной речи»;
представление о причинах успеха в учёбе;
общее представление о моральных нормах поведения;
осознание сути новой социальной роли – ученика: проявлять положительное отношение к
учебному предмету «Произношение», отвечать на вопросы учителя (учебника), активно участвовать в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности, принимать нормы и правила
школьной жизни, ответственно относиться к урокам математики (ежедневно быть готовым к
уроку), бережно относиться к рабочей тетради;
элементарные навыки сотрудничества: освоение позитивного стиля общения со сверстниками
и взрослыми в школе и дома; соблюдение элементарных правил работы в группе, проявление
доброжелательного отношения к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
элементарные навыки самооценки результатов своей учебной деятельности (начальный этап) и
понимание того, что успех в учебной деятельности в значительной мере зависит от самого ученика.
Учащийся получит возможность для формирования:
положительного отношения к школе;
первоначального представления о знании и незнании;
понимания значения математики в жизни человека;
первоначальной ориентации на оценку результатов собственной учебной деятельности;
первичных умений оценки ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности
учебной деятельности;
понимания необходимости осознанного выполнения правил и норм школьной жизни
бережного отношения к демонстрационным приборам, учебным моделям и пр.
Метапредметные результаты, регулятивные результаты
Учащийся научится:
принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации;
адекватно воспринимать предложения учителя;
проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
составлять план действий для решения несложных учебных задач;
выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Учащиеся получит возможность научиться:
принимать разнообразные учебно-познавательные задачи и инструкции учителя;
в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
выполнять учебные действия в устной и письменной речи;
осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя;
адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами.
26

выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;
фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой (с помощью смайликов. разноцветных фишек), позитивно относиться к своим успехам,
стремиться к улучшению результата;
анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал, формулировать их вербально;
Познавательные результаты

Учащийся научится:
ориентироваться в информационном материале предлагаемым учителем, осуществлять поиск
необходимой информации при работе с предложенными заданиями;
под руководством учителя проводить дифференциацию звуков;
понимать отношения между понятиями звук, слог, слово;
использовать собственный опыт в решении познавательных задач;
слушать собеседника и понимать речь других;
принимать участие в диалоге;
задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
принимать участие в работе парами и группами;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение;
оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила
вежливости.
Учащиеся получит возможность научиться:
наблюдать над образованием звуков речи;
находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем;
произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка ( круг
слов определён словарём произношения в учебнике);
различать два способа обозначения мягкости согласных: с помощью гласных е, ё, и, ю, я и мягкого знака.

27

Коммуникативные результаты

Учащийся научится:
принимать участие в работе парами (группами); понимать задаваемые вопросы;
воспринимать различные точки зрения;
понимать необходимость вежливого общения с другими людьми;
контролировать свои действия в классе;
слушать партнёра; не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
употреблять вежливые слова в случае своей неправоты: «Извини, пожалуйста», «Прости, я не
хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.
Учащиеся получит возможность научиться:
использовать простые речевые средства для передачи своего мнения;
наблюдать за действиями других участников учебной деятельности;
формулировать свою точку зрения;
включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность, в стремлении высказываться, задавать вопросы;
интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
совместно со сверстниками определять задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, проекта;
Предметные результаты
Обучающиеся должны владеть достаточно развитой речью для усвоения учебной программы на минимальном базовом уровне:

различать термины, используемые для обозначения основных понятий – речь,
звуки, и т.д.;

все звуки и буквы русского языка;

все основные различия (звуки слышим и произносим, буквы пишем и видим.)
Обучающиеся должны уметь:

вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;

различать гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие;

правильно называть мягкие и твёрдые звуки в слове, знать способы их буквенного
обозначения и обозначать мягкость согласных гласными буквами и мягким знаком;

вычленять слова из предложений;

чётко, без искажений писать строчные и заглавные буквы и их соединения;

правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным
шрифтом;

грамотно писать под диктовку слова, предложения из 3-5 слов, написание
которых не расходится с произношением;

владеть навыками коммуникации и
взаимодействия, проявляющиеся:
в расширении знаний правил коммуникации;

принятыми

ритуалами

социального

28

в расширении и обогащении опыта коммуникации ребёнка в ближнем и дальнем
окружении, расширении круга ситуаций, в которых обучающийся может использовать
коммуникацию как средство достижения цели;
в умении решать актуальные школьные и житейские задачи, используя коммуникацию
как средство достижения цели (вербальную, невербальную);
в умении начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения,
просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;
в умении выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания) с учетом особенностей
разных видов речи, ситуаций общения;
в умении задавать вопрос.
 использовать полноценные движения и определенные положения органов
артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произношения звуков.
2.Содержание рабочей программы:
Этап обследования речи учащихся (6 часов)
Постановка звуков речи и введение их в речь (13 часов)
Формирование фонематического восприятия. Звуки и буквы (54 часа)
Гласные звуки (а, о, у, ы, э, и), их артикуляция, определение на слух.
Гласные звуки (а, о, у, ы, э, и), их артикуляция, определение на слух.
Звуки гласные и согласные.
Звук и буква «а».
Звук и буква «о».
Звук и буква «у».
Различение звуков и букв
«а – о – у».
Звук и буква «ы»
Звук и буква «э»
Согласные звуки.
Звук и буква «м»
Звук и буква «н»
Звук и буква «л»
Звук и буква «р»
Звук и буква «и».
Звук и буква «я».
Звук и буква «ю».
Звук и буква «е».
Звук и буква «ё».
Буква «ь», её смягчающая функция
Звуки «м – м`»
Звуки «н – н`»
Звуки «л – л`»
Звуки «р – р`»
Звук и буква «п»
Звук и буква «б»
29

Различение звуков и букв «п – б
Звук и буква «т»
Звук и буква «д»
Различение звуков и букв «т- д».
Звук и буква «г»
Звук и буква «к»
Различение звуков и букв «г – к».
Звук и буква «в»
Звук и буква «ф»
Различение звуков и букв «в – ф».
Звук и буква «з»
Звук и буква «с»
Различение звуков и букв
«з – с».
Звук и буква «ж»
Звук и буква «ш»
Различение звуков и букв «ж– ш».
Различение звуков и букв «ж– ш».
Звук и буква «х».
Звук и буква «й».
Звук и буква «ч».
Звук и буква «щ».
Звук и буква «ц».
Разделительный ь знак.
Буква ъ.
Проверочная работа по всей теме «звуки и буквы»
Проверочная работа по всей теме «звуки и буквы»
Списывание текста
Предложение (7 часов)
Составление простых предложений. интонационная законченность предложения
Составление предложений по вопросам
Составление предложений по картине
Составление предложений по опорным словам
Главные члены предложения. составление схемы предложения.
Распространение предложений
Составление предложений с предлогами
Связная речь (7 часов)
Последовательный пересказ
Составление рассказа-описания
Составление рассказа по плану
Составление рассказа по плану
Составление рассказа по вопросам
Выборочный пересказ
Устное сочинение
Оценочный этап (8 часов)
30

Дифференциация гласных
Безударные гласные
Безударные гласные
Парные согласные
Парные согласные
Парные согласные
Парные согласные
Списывание текст. Диктант
Обследование всех сторон устной и письменной речи (4часа)
Общая диагностика устной и письменной речи
Общая диагностика устной и письменной речи
Индивидуальная диагностика устной и письменной речи
Индивидуальная диагностика устной и письменной речи
Итоги коррекционной работы:
Учащиеся должны знать:
 Строение артикуляционного аппарата
 Акустико-артикуляционные различия и сходства звуков
 О значении правильного дыхания
 Основные грамматические термины: речь, предложение, словосочетание, слово, слог, ударение, гласные и согласные звуки, звонкие и глухие согласные, положение звука в слове,
обозначение звука буквой.
Учащиеся должны уметь:
 Чётко произносить все звуки русского языка в речевом потоке
 Называть отличия гласных и согласных звуков
 Правильно обозначать звуки буквами
 Производить звуко-слоговой анализ и синтез слов
 Дифференцировать звуки, имеющие тонкие акустико-артикуляционные отличия, правильно
обозначать их на письме
 Определять место ударения в слове
 Правильно обозначать на письме буквы, имеющие оптико-механическое сходство
3.Тематическое планирование
№№
Наименование разделов
Количество
часов
1
Этап обследования речи учащихся
6
2
Постановка звуков речи и введение их в речь
13
3
Формирование фонематического восприятия. Звуки и буквы
54
4
Предложение
7
5
Связная речь
7
6
Оценочный этап
8
7
Обследование всех сторон устной и письменной речи
4
Всего : 99 часов
31

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
1.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения.
Начальная школа. М., 2011.
2.
Коррекционно-развивающее обучение. Начальная школа. Программно- методические материалы. М., 2000.
3.
Волкова Л.С., Лалаева Р.И., Мастюкова Е.М. и др. Логопедия./ Под ред. Волковой
Л.С. –М., 1995.
4.
Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения. С-П., 2009.
5.
Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных
классов. – М., 1991
6.
Коррекция нарушений письменной речи. Под ред. Н.Н.Яковлевой. С-П., 2009.
7.
Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. С-П., 2003.
8.
Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция. С-П., 2004.
9.
Левина Р. Е. Общая характеристика недоразвития речи у детей и его влияние на
овладение письмом/ Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. М., 1961.
10. Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов.
11. Мазанова Е.В. Учусь не путать звуки. Альбомы 1-2. Упражнения по коррекции
акустической дисграфии у младших школьников/ Е.В. Мазанова – 2-е изд., испр.- М.: издательство «ГНОМ и Д», 2008.*
12. Мазанова Е.В. Учусь не путать буквы. Альбомы 1-2. Упражнения по профилактике
и коррекции оптической дисграфии /Е.В. Мазанова. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2008.
13. Мазанова Е.В. Учусь работать с текстом. Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза / Е.В. Мазанова. – 2-е изд., испр. – М.:
Издательство «ГНОМ и Д», 2009.*
14. Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов / Е.В. Мазанова. – 2-е изд., испр. – М.: Издательство
ГНОМ и Д, 2009.*
15. Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов / Е.В. Мазанова. –– М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2008.*
16. Мазанова Е.В. Коррекция аграмматическойдисграфии. Конспекты занятий для логопеда / Е.В. Мазанова. – 2-е изд., испр. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2010.*
17. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. С-П., 2001.
18. Прищепова И.В. Дизорфография младших школьников. С-П., 2009.
19. Прищепова И.В. Речевое развитие младших школьников. С-П., 2009.
20. Русецкая М.Н. Нарушения чтения у младших школьников. С-П., 2009.
21. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших
школьников. М., 1995.
22. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников.
М., 2000.
23. Чиркина Г.В., Филичева Т.Б., Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Основы логопедической работы с детьми. М., 2003.
24. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок. М., 2007.

32

33

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».