общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; • Инструктивным письмом Министерства образования Российской Федерации от 14.12.2000г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»; • Уставом Учреждения. 1.3. Положение рассмотрено на Педагогическом совете Учреждения и утверждается приказом руководителя Учреждения. Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся Педагогическим советом и утверждаются приказом руководителя Учреждения. 1.4. Срок данного Положения не ограничен. Данное Положение действует до принятия нового. 2. Цели, задачи 2.1. Логопункт создается в целях оказания коррекционной помощи обучающимся Учреждения, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, в освоении ими образовательной программы начального общего образования 2.2 Основными задачами Логопункта являются: • обеспечение коррекции нарушений в развитии устной и письменной речи у обучающихся Учреждения; • своевременное выявление особых образовательных потребностей обучающихся Учреждения, обусловленных недостатками в их речевом развитии; • обеспечение индивидуально ориентированной психолого-медикопедагогической помощи обучающимся с нарушениями речи с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей; • обеспечение возможности освоения и преодоления трудностей в освоении обучающимися с нарушениями речи образовательной программы начального общего образования; • профилактика и коррекция нарушений в развитии устной речи детей при подготовке для поступления в 1 класс Учреждения; • разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогических работников, родителей (законных представителей) Учреждения; • обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся Учреждения по преодолению речевых нарушений; • повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания детей школьного возраста, имеющих речевые нарушения. 1. Направления деятельности Логопункта 3.1. Коррекционное: создание условий, направленных на коррекцию речевого развития обучающихся, обеспечивающих достижение уровня речевого развития, соответствующего возрастной норме. 3.2. Мониторинговое: отслеживание динамики речевого развития детей, их успешности в освоении образовательной программы начального общего образования 3.3. Профилактическое: создание условий, направленных на профилактику нарушений в развитии устной и письменной речи детей школьного возраста. 3.4. Просветительское: создание условий, направленных на повышение профессиональной компетентности педагогических работников Учреждения, родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания детей школьного возраста с нарушениями речи. 2. Организация комплектования Логопункта 4.1. В Логопункт зачисляются обучающиеся Учреждения, нарушения в развитии устной и письменной речи: • общее недоразвитие речи (ОНР III уровня) ; • нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НВ ОНР); • фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР); имеющие • фонематическое недоразвитие речи (ФНР); • фонетический дефект - недостатки произношения отдельных звуков (НПОЗ); • заикание; • дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности речевого аппарата (ринолалия, дизартрия); • нарушения чтения и письма (дислексия, дисграфия), обусловленные общим, фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи. 4.2. В первую очередь в Логопункт Учреждения зачисляются обучающиеся, недостатки речи которых препятствуют усвоению программного материала (дети с общим, фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи, а также с нарушением чтения и письма (дислексия, дисграфия), обусловленные общим, фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи). 4.3. Зачисление в Логопункт осуществляется на основании обследования речи обучающихся, которое проводит учитель-логопед Учреждения с 01 по 15 сентября и с 15 по 30 мая. 4.4.Обучающиеся с нарушениями в развитии устной и письменной речи регистрируются в журнале обследования речи, информация о результатах обследования и рекомендации учителя-логопеда доводятся до сведения классных руководителей, родителей (законных представителей), заместителя директора по учебно- воспитательной работе. 4.5.Зачисление в Логопункт обучающихся производится в течение всего учебного года по мере освобождения мест. 4.6. Предельная наполняемость Логопункта не более 25 человек на 1 ставку. 4.7. Сроки коррекционной работы зависят от степени выраженности речевых нарушений ребенка, индивидуально-личностных особенностей. 5. Организация коррекционной работы Логопункта 5.1. На каждого ребенка, зачисленного в Логопункт, учитель-логопед заполняет речевую карту в соответствии с логопедическим заключением. 5.2.Содержание коррекционной работы строится в соответствии с педагогическими и нейропсихологическими технологиями (технологии логопедического обследования, коррекции звукопроизношения, формирования речевого дыхания, развития лексико-грамматической стороны речи, логопедического массажа, развития интонационной стороны речи, кинезиотерапия, суджок-терапия, ароматерапия, мультимедийные средства коррекции и развития, и др.), обеспечивающими коррекцию и компенсацию отклонений в речевом развитии детей, учитывающими возрастные и психофизиологические особенности. 5.3.Основными формами коррекционной работы с обучающимися, зачисленными в Логопункт, являются групповые и индивидуальные занятия, которые проводятся, как правило во внеурочное время с учетом режима работы Учреждения. 5.4. Периодичность проведения индивидуальных и групповых занятий определяются тяжестью нарушения речевого развития. Группы обучающихся с первичной речевой патологией комплектуются со следующей наполняемостью и количеством занятий в неделю: с общим недоразвитием речи (ОНР) - 3 - 4 ребенка; не менее трех раз в неделю; с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) - 5 - 6 детей; не менее двух-трех раз в неделю; с недостатками чтения и письма, обусловленными общим недоразвитием речи 3 - 4 ребенка; не менее трех раз в неделю; с недостатками чтения и письма, обусловленными фонетико-фонематическим, или фонематическим недоразвитием речи - 4 - 5 детей; не менее двух-трех раз в неделю; заикающихся детей - 3 - 4; не менее двух-трех раз в неделю; недостатками произношения отдельных звуков (НПОЗ) - 6 - 7 детей; не менее одного- двух раз в неделю. 5.5. Продолжительность группового занятия составляет 40 минут, продолжительность индивидуального занятия – 20 минут. Между групповыми занятиями допускаются перерывы в 10-20 минут, между индивидуальными занятиями - 5-10 минут. 5.6.Темы групповых и индивидуальных занятий с обучающимися, а также посещаемость фиксируются в классном журнале, который является финансовым документом. 5.7.В случаях необходимости уточнения диагноза, обучающиеся с нарушениями речи с согласия родителей (законных представителей) направляются учителем-логопедом в соответствующее лечебнопрофилактическое учреждение для обследования врачами-специалистами (невропатологом, психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.) или в территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию. 5.8.Ответственность за посещение обучающимися занятий в Логопункте Учреждения несут родители (законные представители), учитель-логопед, классный руководитель. 5.9.Сроки коррекционной работы зависят от степени выраженности речевых нарушений ребенка, индивидуально-личностных особенностей и составляют от нескольких месяцев до 2 лет. Обучающиеся с дефектами речи, которым по результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования установлен статус детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) нуждаются в логопедическом сопровождении на протяжении всего обучения в начальной школе. 6. Документация Логопункта К числу документов, обязательных для ведения на Логопункте, относятся: • журнал учёта посещаемости логопедических занятий; • журнал обследования речи, • журнал консультаций; • годовой план работы; • речевые карты; • расписание работы учителя-логопеда, заверенное директором Учреждения; • перспективные планы коррекционной работы на каждую группу; • рабочие программы коррекционных логопедических занятий; • цифровой отчёт о результативности логопедического процесса. 7. Права и обязанности учителя-логопеда 7.1. Учителями-логопедами назначаются лица, имеющие высшее дефектологическое образование. Учитель-логопед назначается и увольняется директором Учреждения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 7.2.Учитель-логопед несет ответственность за организацию и своевременное выявление детей с первичной речевой патологией, оптимальное комплектование групп, качество коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями устной и письменной речи. 7.3. Учитель-логопед : • проводит обследование речевого развития детей Учреждения • планирует и осуществляет коррекционную работу с детьми по исправлению нарушений в развитии устной и письменной речи; • оказывает консультативную помощь учителям Учреждения и родителям (законным представителям) обучающихся в определении причин неуспеваемости, дает рекомендации по преодолению неуспеваемости и закреплению навыков правильной речи; • составляет рабочие программы коррекционных мероприятий, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей детей с нарушениями в развитии устной и письменной речи; • представляет администрации Учреждения ежегодный отчет, содержащий сведения о количестве обучающихся с нарушениями устной и письменной речи в общеобразовательном учреждении и результатах логопедической работы; • поддерживает связь с педагогами дошкольных образовательных учреждений, специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии, учителями-логопедами, врачами-специалистами детских поликлиник и территориальной психолого-медико-педагогической комиссии; • информирует педагогический совет Учреждения о задачах, содержании и результатах работы Логопункта; • ведет разъяснительную работу среди педагогов и родителей (законных представителей) обучающихся, выступая с сообщениями о задачах , содержании, результатах и специфике логопедической коррекционной работы по исправлению речевых нарушений и преодолению неуспеваемости у обучающихся, имеющих нарушения речи; • участвует в работе городского методического объединения учителейлогопедов и методического объединения учителей начальных классов Учреждения • повышает свою профессиональную квалификацию и аттестуется согласно действующим нормативным документам. 7.4.Учитель-логопед Логопункта пользуется льготами (продолжительность очередного отпуска, порядок пенсионного обеспечения, доплаты), предусмотренными законодательством Российской Федераци. 7.5.Продолжительность рабочего времени (норма часов работы за ставку заработной платы) учителя-логопеда, работающего в логопедическом пункте муниципального общеобразовательного учреждения, установлена в 20 астрономических часов педагогической работы в неделю (18 часов – проведение коррекционных занятий и 2 часа консультативной работы). 8. Руководство работой логопедического пункта 8.1.Непосредственное руководство работой учителя-логопеда осуществляется заместителем директора по учебно-воспитательной работе. 8.2. Научно-методическое сопровождение, консультативную помощь учителюлогопеду осуществляет методист Муниципального бюджетного учреждения города Керчи Республики Крым «Информационно-методический центр». 8.3. Повышение уровня профессиональной квалификации, обмен опытом логопедической работы осуществляется на городском методическом объединении учителей-логопедов, на курсах повышения квалификации и др. 9.Материально- техническое и финансовое обеспечение 9.1. Логопункт размещается в помещении Учреждения. 9.2.Для Логопункта выделяется кабинет площадью не менее 12 кв.м., отвечающий санитарно-гигиеническим нормам. 9.5.Ответственность за оборудование Логопункта, его санитарное содержание, ремонт помещения возлагается на администрацию Учреждения. Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 14 декабря 2000 года N 2 Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения Настоящее инструктивное письмо определяет порядок организации деятельности логопедического пункта как структурного подразделения государственного, муниципального общеобразовательного учреждения. Логопедический пункт создается в общеобразовательном учреждении в целях оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), в освоении ими общеобразовательных программ (особенно по родному языку). Основными задачами логопедического пункта являются: коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся; своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ; разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся. Логопедический пункт создается в общеобразовательном учреждении, находящемся в городской местности, при наличии пяти-десяти классов I ступени начального общего образования и трех-восьми классов I ступени начального общего образования в общеобразовательном учреждении, находящемся в сельской местности. В логопедический пункт зачисляются обучающиеся общеобразовательного учреждения, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи на родном языке (общее недоразвитие речи разной степени выраженности; фонетико-фонематическое недоразвитие речи; фонематическое недоразвитие речи; заикание; недостатки произношения фонетический дефект; дефекты речи; обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия); нарушения чтения и письма, обусловленные общим, фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи). В первую очередь в логопедический пункт зачисляются обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, препятствующие их успешному освоению общеобразовательных программ (дети с общим фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи). Зачисление в логопедический пункт осуществляется на основе обследования речи обучающихся, которое проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая. Обследованные обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, регистрируются в журнале обследования речи учащихся. Зачисление в логопедический пункт обучающихся из числа обследованных и зарегистрированных производится в течение всего учебного года. Предельная наполняемость логопедического пункта городского общеобразовательного учреждения не более 25 человек, сельского общеобразовательного учреждения - не более 20 человек. На каждого обучающегося, зачисленного в логопедический пункт, учитель-логопед заполняет речевую карту. Выпуск обучающихся из логопедического пункта производится в течение всего учебного года после устранения у них нарушений в развитии устной и письменной речи. Занятия с обучающимися проводятся как индивидуально, так и в группе. Основной формой являются групповые занятия. Предельная наполняемость групп устанавливается в зависимости от характера нарушения в развитии устной и письменной речи обучающегося и местонахождения общеобразовательного учреждения. Занятия с обучающимися в логопедическом пункте, как правило, проводятся во внеурочное время с учетом режима работы общеобразовательного учреждения. Коррекция произношения у обучающихся первых классов с фонетическими дефектами, не влияющими на успеваемость, в виде исключения, может осуществляться во время уроков (кроме уроков русского языка и математики). Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития. Групповые занятия проводятся: с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи, - не менее трех раз в неделю; с обучающимися, имеющими фонетико-фонематическое или фонематическое недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные фонетико-фонематическим или фонематическим недоразвитием речи, - не менее двух-трех раз в неделю; с обучающимися, имеющими фонетический дефект, - не менее одного-двух раз в неделю; с заикающимися обучающимися - не менее трех раз в неделю. Индивидуальные занятия проводятся не менее трех раз в неделю с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи второго уровня по Р.Е.Левиной, дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия). По мере формирования произносительных навыков у этих обучающихся занятия с ними проводятся в группе. При этом занятия с указанными обучающимися не могут проводиться в одной группе с заикающимися обучающимися и обучающимися с недостатками произношения отдельных звуков. Продолжительность группового занятия составляет 40 минут, продолжительность индивидуального занятия - 20 минут. Темы групповых и индивидуальных занятий с обучающимися и учет их посещаемости отражаются в журнале факультативных и логопедических занятий. В случае необходимости уточнения диагноза обучающиеся с нарушениями речи с согласия родителей (законных представителей) направляются учителем-логопедом в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение для обследования врачами-специалистами (невропатологом, детским психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.) или в психолого-медико-педагогическую комиссию. Ответственность за обязательное посещение обучающимися занятий в логопедическом пункте несут учитель-логопед, классный руководитель и руководитель общеобразовательного учреждения. Учитель-логопед оказывает консультативную помощь учителям общеобразовательного учреждения и родителям (законным представителям) обучающихся в определении причин неуспеваемости и дает рекомендации по их преодолению. Учитель-логопед несет ответственность за организацию и своевременное выявление обучающихся с первичной речевой патологией и за комплектование групп. Учитель-логопед: а) проводит занятия с обучающимися по исправлению различных нарушений устной и письменной речи. В ходе занятий осуществляется работа по предупреждению и преодолению неуспеваемости по родному языку, обусловленной первичным речевым нарушением; б) осуществляет взаимодействие с учителями по вопросам освоения обучающимися общеобразовательных программ (особенно по родному языку); в) поддерживает связь с дошкольными образовательными учреждениями, со специальными (коррекционными) образовательными учреждениями для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, логопедами и врачами-специалистами детских поликлиник и психолого-медико-педагогических комиссий; г) участвует в работе методических объединений учителей-логопедов; д) представляет руководителю общеобразовательного учреждения ежегодный отчет о количестве обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи, в общеобразовательном учреждении и результатах обучения в логопедическом пункте . Для логопедического пункта выделяется кабинет площадью, отвечающей санитарногигиеническим нормам. Логопедический пункт обеспечивается специальным оборудованием. Заместитель министра Е.Е.Чепурных