Положение о наставничестве (от 28.12.2020 № 597 )

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании

Директор МБОУ г. Керчи РК

педагогического совета

«Школа №2»

МБОУ г. Керчи РК «Школа №2»

_________________ Т.В. Сидоренко

Протокол № 16 от «28» декабря 2020г.

Приказ от «28» декабря 2020 г. № 597

Положение о наставничестве
1. Общие положения

1.1. Школьное наставничество – разновидность индивидуальной
методической работы с впервые принятыми учителями, не имеющими
трудового стажа педагогической деятельности в образовательных
учреждениях или со специалистами, назначенными на должность, по которой
они не имеют опыта работы. Наставничество – одна из наиболее
эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая
повышению профессиональной компетентности и закреплению
педагогических кадров в школе.
Наставник – опытный учитель, обладающий высокими профессиональными
и нравственными качествами, знаниями в области методики преподавания и
воспитания.
Молодой специалист – начинающий учитель, как правило, овладевший
знаниями основ педагогики по программе вуза, проявивший желание и
склонность к дальнейшему совершенствованию своих навыков и умений. Он
повышает свою квалификацию под непосредственным руководством
наставника по согласованному плану профессионального становления.
1.2. Школьное наставничество предусматривает систематическую
индивидуальную работу опытного учителя по развитию у молодого
специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической
деятельности. Оно призвано наиболее глубоко и всесторонне развивать
имеющиеся у молодого специалиста знания в области предметной
специализации и методики преподавания.
1.3. Правовой основой института школьного наставничества являются
настоящее Положение, ФЗ- 273 «Об образовании в Российской Федерации» и
другие нормативные акты Минобрнауки РФ, регламентирующие вопросы
профессиональной подготовки учителей и специалистов образовательных
учреждений.
1.4. Настоящее положение утверждено с учетом мнения педагогического
совета.

1

2. Цели и задачи наставничества
2.1. Целью школьного наставничества в образовательном учреждении
является оказание помощи молодым учителям в их профессиональном
становлении, а также формирование в школе кадрового ядра.
2.2. Основными задачами школьного наставничества являются:
 привитие молодым специалистам интереса к педагогической
деятельности и закреплении учителей в образовательном учреждении;
 ускорение процесса профессионального становления учителя и
развитие способности самостоятельно и качественно выполнять
возложенные на него обязанности по занимаемой должности;
 адаптация по корпоративной культуре, усвоение лучших традиций
коллектива школы и правил поведения в образовательном учреждении,
сознательного и творческого отношения к выполнению обязанностей
учителя;
 удовлетворение потребностей молодых специалистов в получении
знаний о новейших достижениях в области педагогических технологий,
передовом отечественном и зарубежном опыте;
 минимизация периода адаптации и профессионального становления
молодых специалистов.
3. Организационные основы наставничества
3.1. Школьное наставничество организуется на основании приказа директора
школы.
3.2. Руководство деятельностью наставников осуществляет заместитель
директора по учебно-воспитательной работе в школе.
3.3. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе подбирает
наставника из наиболее подготовленных учителей, обладающих высоким
уровнем профессиональной подготовки, коммуникативными навыками и
гибкостью в общении, имеющих опыт воспитательной и методической
работы, стабильные показатели в работе, богатый жизненный опыт,
способность и готовность делиться профессиональным опытом, системное
представление о педагогической деятельности и работе школы, стаж
педагогической деятельности не менее пяти лет, в том числе не менее двух
лет по данному предмету.
Наставник должен обладать способностями к воспитательной работе и может
иметь одновременно не более двух подшефных.
3.4. Кандидатуры наставников утверждаются приказом директора школы.
Назначение наставника производится при обоюдном согласии
предполагаемого наставника и молодого специалиста, за которым он будет
закреплен, по рекомендации Методического совета, приказом директора
школы. Как правило, наставник прикрепляется к молодому специалисту на
срок не менее одного года.
2

3.5. Приказ о закреплении наставника издается не позднее двух недель с
момента назначения молодого специалиста на определенную должность.
3.6. Наставничество устанавливается над следующими категориями
сотрудников образовательного учреждения:
 впервые принятыми учителями (специалистами), не имеющими
трудового стажа педагогической деятельности в образовательных
учреждениях;
 выпускниками очных высших и средних специальных учебных
заведений, прибывшими в образовательное учреждение по
распределению;
 выпускниками непедагогических профессиональных образовательных
учреждений, завершивших очное, заочное или вечернее обучение и не
имеющими трудового стажа педагогической деятельности в
образовательных учреждениях;
 учителями, переведенными на другую работу, если выполнение ими
служебных обязанностей требует расширения и углубления
профессиональных знаний и овладения новыми практическими
навыками;
 учителями, нуждающимися в дополнительной подготовке для
проведения уроков в определенном классе (по определенной тематике).
3.7. Замена наставника производится приказом директора школы в случаях:
 увольнения наставника;
 перевода на другую работу подшефного или наставника;
 привлечения наставника к дисциплинарной ответственности;
 психологической несовместимости наставника и подшефного.
3.8. Показателями оценки эффективности работы наставника является
выполнение целей и задач молодым учителем в период наставничества.
Оценка производится на промежуточном и итоговом контроле.
4. Обязанности наставника
Наставник должен:
 знать требования законодательства в сфере образования,
ведомственных нормативных актов, определяющих права и
обязанности молодого специалиста по занимаемой должности;
 изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его
отношение к проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их
родителям, увлечения, наклонности, круг досугового общения;
 знакомить молодого специалиста со школой, с расположением учебных
классов, кабинетов, служебных и бытовых помещений;
 вводить в должность (знакомить с основными обязанностями,
требованиями, предъявляемыми к учителю – предметнику, правилами
внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники
безопасности);
3











проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать
самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий
и внеклассных мероприятий;
оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в
овладении педагогической профессией, практическими приемами и
способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно
устранять допущенные ошибки;
личным примером развивать положительные качества молодого
специалиста, корректировать его поведение в школе, привлекать к
участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию
общекультурного и профессионального кругозора;
участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и
общественной деятельностью молодого специалиста, вносить
предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и
дисциплинарного воздействия;
подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста
на педагогическом совете школы.

5. Обязанности молодого специалиста
5.1. Кандидатура молодого специалиста для закрепления наставника
рассматривается на заседании Методического совета с указанием срока
наставничества и будущей специализации и утверждается приказом
директора.
5.2. В период наставничества молодой специалист обязан:
 изучать ФЗ -273 «Об образовании в Российской Федерации»,
нормативные акты, определяющие его служебную деятельность,
структуру, особенности деятельности школы и функциональные
обязанности по занимаемой должности;
 постоянно работать над повышением профессионального мастерства,
овладевать практическими навыками по занимаемой должности;
 учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно
строить свои взаимоотношения с ним;
 совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;
 периодически отчитываться о своей работе перед наставником и
заместителем директора по учебно-воспитательной работе.
6. Права молодого специалиста
Молодой специалист имеет право:
 вносить на рассмотрение администрации школы предложения по
совершенствованию работы, связанной с наставничеством;
 защищать профессиональную честь и достоинство;
4








знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими
оценку его работы, давать по ним объяснения;
посещать внешние организации по вопросам, связанным с
педагогической деятельностью;
повышать квалификацию удобным для себя способом;
защищать свои интересы самостоятельно в случае дисциплинарного
или служебного расследования, связанного с нарушением норм
профессиональной этики;
требовать конфиденциальности дисциплинарного (служебного)
расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом.

7. Руководство работой наставника
7.1. Организация работы наставников и контроль их деятельности
возлагается на администрацию школы.
7.2. Администрация школы обязана:
 представить назначенного молодого специалиста учителям школы,
объявить приказ о закреплении за ним наставника;
 создать необходимые условия для совместной работы молодого
специалиста с закрепленным за ним наставником;
 посетить отдельные уроки и внеклассные мероприятия по предмету,
проводимые наставником и молодым специалистом;
 организовать обучение наставников передовым формам и методам
индивидуальной воспитательной работы, основам педагогики и
психологии, оказывать им методическую и практическую помощь в
составлении планов работы с молодыми специалистами;
 изучить, обобщить и распространить положительный опыт
организации наставничества в образовательном учреждении;
 определить меры поощрения наставников.
7.3. Непосредственную ответственность за работу наставников с молодыми
специалистами несет руководитель общеобразовательной организации.
Руководитель общеобразовательной организации обязан:
 утвердить индивидуальный план работы наставника;
 провести инструктаж наставников и молодых специалистов;
 обеспечить возможность осуществления наставником своих
обязанностей в соответствии с настоящим Положением;
 осуществлять систематический контроль работы наставника;
 заслушать и утвердить на заседании педагогического совета школы
отчеты молодого специалиста и наставника.
8. Документы, регламентирующие наставничество
8.1. К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся:
 настоящее Положение;
5






приказ директора школы о работе с молодыми и малоопытными
специалистами;
планы работы педагогического совета, методического совета;
протоколы заседаний педагогического совета, методического совета, на
которых рассматривались вопросы наставничества;
методические рекомендации и обзоры по передовому опыту
проведения работы по наставничеству.

6

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».