1
ся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и
восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних
обучающихся.
1.7. Локальные акты, соответствующие всем требованиям законодательства РФ,
являются обязательными к исполнению всеми участниками образовательных отношений.
1.8. Нормы локальных актов, ухудшающие положение обучающихся или работников ОО по сравнению с положением, установленным законодательством об образовании, трудовым законодательством либо принятые с нарушением установленного порядка, не применяются и подлежат отмене ОО.
1.9. Локальные акты ОО утрачивают силу (полностью или в отдельной части) в
следующих случаях:
• вступление
в силу акта, признающего данный локальный акт утратившим силу;
• вступление
в силу локального акта большей юридической силы, нормы которого
противоречат положениям данного локального акта;
• признание
судом или иным уполномоченным органом государственной власти
локального акта ОО противоречащим действующему законодательству.
1.10. Локальный акт ОО, утративший силу, не подлежит исполнению.
II.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Целями и задачами настоящего Положение являются:
• создание
единой и согласованной системы локальных актов ОО;
• обеспечение
принципа законности в нормотворческой деятельности ОО;
• совершенствование
процесса подготовки, оформления, принятия и реализации
локальных актов;
• предотвращение
дублирования регулирования общественных и образовательных
отношений в ОО.
2
Ш. ВИДЫ ЛОКАЛЬНЫХ АКТОВ
3.1. В соответствии с Уставом деятельность ОО регламентируется следующими
видами локальных актов: положения, постановления, решения, приказы, распоряжения, инструкции, должностные инструкции, правила. Представленный перечень видов локальных актов не является исчерпывающим.
3.2.Локальные акты ОО могут быть классифицированы:
а) на группы в соответствии с компетенцией ОО:
•
локальные акты организационно-распорядительного характера;
•
локальные акты, регламентирующие вопросы организации образовательного
процесса;
•
локальные акты, регламентирующие отношения работодателя с работниками и
организацию учебно-методической работы;
•
локальные акты регламентирующие деятельность органов самоуправления ОО;
•
локальные
акты,
регламентирующие
административную
и
финансово-
хозяйственную деятельность;
•
локальные акты, обеспечивающие ведение делопроизводства.
б) по критериям:
• по
степени значимости: обязательные и необязательные;
• по
сфере действия: общего характера и специального характера;
• по
кругу лиц: распространяющиеся на всех работников ОО и не распространяю-
щиеся на всех работников организации;
• по
способу принятия: принимаемые руководителем ОО единолично и принима-
емые с учетом мнения представительного органа участников образовательных отношений;
• по
сроку действия: постоянного действия и бессрочные с определенным сроком
действия;
• по
сроку хранения: постоянного хранения , 75 лет и другие.
3
IV.ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ ЛОКАЛЬНЫХ АКТОВ
В ОО устанавливается следующий порядок подготовки локальных актов:
4.1. Инициатором подготовки локальных актов могут быть:
• учредитель;
• органы
управления образованием;
• администрация
• органы
ОО в лице её руководителя, заместителей руководителя;
государственно-общественного управления ОО;
• структурное
• участники
подразделение ОО;
образовательных отношений.
Основанием для подготовки локального акта могут также являться изменения
в законодательстве РФ (внесение изменений, издание новых нормативных правовых актов).
4.2. Проект локального акта готовится отдельным работником или группой работников по поручению руководителя ОО, а также органом самоуправления ОО,
который выступил с соответствующей инициативой.
4.3. Подготовка локального акта включает в себя изучение законодательных и
иных нормативных актов, локальных актов ОО, регламентирующих те вопросы,
которые предполагается отразить в проекте нового акта, и на этой основе выбор
его вида, содержания и представление его в письменной форме.
4.4. Подготовка наиболее важных локальных актов (проектов решений собраний,
педсоветов, органов самоуправления, приказов, положений, правил) должна основываться на результатах анализа основных сторон деятельности ОО, тенденций её
развития и сложившейся ситуации.
4.5. По вопросам приема на работу, переводов, увольнений, предоставления отпусков, поощрений или привлечения сотрудников к дисциплинарной или материальной ответственности издаются приказы, в соответствии с ТК РФ.
4
4.6. Проект локального акта подлежит обязательной правовой экспертизе и проверке на литературную грамотность, которые проводятся ОО самостоятельно либо с участием привлеченных специалистов. Локальный акт, не прошедший правовую экспертизу, не подлежит рассмотрению и принятию.
4.7.Проект локального акта может быть представлен на обсуждение. Формы
представления для обсуждения могут быть различными, например, размещение
проекта локального акта на информационном стенде в месте, доступном для всеобщего обозрения, на школьном сайте, направление проекта заинтересованным
лицам, проведение соответствующего собрания с коллективным обсуждением
проекта локального акта и т.д.
4.8.При необходимости локальный акт проходит процедуру согласования.
4.9.Сроки и порядок разработки проекта локального акта, порядок его согласования устанавливается локальным актом по ведению делопроизводства в ОО.
V.ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ ЛОКАЛЬНОГО АКТА
5.1.Локальный акт, прошедший правовую и литературную экспертизу, а также
процедуру согласования, подлежит принятию и утверждению руководителем ОО
в соответствии с Уставом ОО.
5.2.Локальные акты могут приниматься руководителем общеобразовательного
учреждения , а рассматриваться на педагогических советах, советах трудового
коллектива, методических советах и т.д.
5.3.При принятии локальных актов, затрагивающих права обучающихся, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся.
5.4. Не подлежат применению локальные акты, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором, со-
5
глашениями, а также локальные акты, принятые с нарушением порядка учета
мнения представительного органа работников.
5.5. Прошедший процедуру принятия локальный акт утверждается руководителем
ОО. Процедура утверждения оформляется либо подписью, либо приказом руководителя ОО.
5.6. Локальный акт вступает в силу с момента, указанного в нем, либо, в случае
отсутствия такого указания, по истечении 7 календарных дней с даты принятия
данного локального акта.
Датой принятия локального акта, требующего утверждения руководителем
ОО, является дата такого утверждения.
5.7. После утверждения локального акта проводится процедура ознакомления с
ним участников образовательных отношений, на которых распространяются положения данного локального акта. Ознакомление с локальным актом оформляется в виде росписи ознакомляемых лиц с указанием даты ознакомления либо на
самом локальном акте, либо на отдельном листе ознакомления, прилагаемым к
нему, либо в отдельном журнале.
VI. ОФОРМЛЕНИЕ ЛОКАЛЬНОГО АКТА
Оформление локального акта выполняется в соответствии с требованиями
«Государственной системы документационного обеспечения управления. Основные положения. Общие требования к документам и службам документационного
обеспечения», а также нормами «Унифицированной системы документации.
Унифицированная система организационно-распорядительной документации.
Требования к оформлению документов. ГОСТ Р 6.30-2003» (утв. Постановлением
Госстандарта России от 03.03.2003 N 65-ст «О принятии и введении в действие
государственного стандарта Российской Федерации»). При этом:
6
6.1.Структура локального акта должна обеспечивать логическое развитие темы
правового регулирования. Если требуется разъяснение целей и мотивов принятия
локального акта, то в проекте дается вступительная часть – преамбула. Положения нормативного характера в преамбулу не включаются.
6.2.Нормативные предписания оформляются в виде пунктов, которые нумеруются
арабскими цифрами с точкой и заголовков не имеют. Пункты могут подразделяться на подпункты, которые могут иметь буквенную или цифровую нумерацию.
6.3.Значительные по объему локальные акты могут делиться на главы, которые
нумеруются римскими цифрами и имеют заголовки.
6.4.Если в локальном акте приводятся таблицы, графики, карты, схемы, то они,
как правило, должны оформляться в виде приложений, а соответствующие пункты акта должны иметь ссылки на эти приложения.
6.5. Локальный акт с приложениями должен иметь сквозную нумерацию страниц.
6.6. Локальный акт излагается на государственном языке РФ и должен соответствовать литературным нормам.
6.7.Структура локального акта должна быть логически обоснованной, отвечающей целям и задачам правового регулирования, а также обеспечивающей логическое развитие и правильное понимание данного локального акта.
6.8. В локальных актах даются определения вводимых юридических, технических
и других специальных терминов, если они не являются общеизвестными и неупотребляемыми в законодательстве Российской Федерации и региональном законодательстве.
6.9.Не допускается переписывание с законов. При необходимости это делается в
отсылочной форме.
VII. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЛОКАЛЬНЫМ АКТАМ
Локальные акты ОО должны соответствовать следующим требованиям:
7
7.1. Положение
должно содержать следующие обязательные реквизиты: обозначение вида локального акта; его наименование, грифы: принято, утверждено, согласовано; регистрационный номер, текст, соответствующий его наименованию; отметку о
наличии приложения и согласования.
7.2. Правила
должны содержать следующие обязательные реквизиты: обозначение вида
локального
акта;
его
наименование,
грифы
принятия
и
утверждения;
текст, соответствующий его наименованию; отметку о наличии приложения, регистрационный номер.
7.3.Инструкции
должны содержать следующие обязательные реквизиты: обозначение вида
локального акта; его наименование; грифы принятия и утверждения; текст, соответствующий его наименованию; отметку о наличии приложения; регистрационный номер.
7.4.Постановление
должно содержать следующие обязательные реквизиты: обозначение вида локального акта, его наименование, место и дату принятия, текст, соответствующий
его наименованию; должность, фамилию, инициалы и подпись лица, вынесшего
постановление; оттиск печати.
7.5. Решения
должны содержать следующие обязательные реквизиты: обозначение вида
локального акта; место и дату принятия, текст, должность, фамилию, инициалы и
подпись лица, принявшего решение, оттиск печати.
7.6. Приказы и распоряжения руководителя ОО должны содержать следующие
обязательные реквизиты: обозначение вида локального акта и его наименование;
8
место и дату принятия, регистрационный номер,
текст, должность, фамилию,
инициалы и подпись руководителя ОО. Приказы и распоряжения выполняются на
бланке ОО.
7.7. Протоколы и акты
должны содержать следующие обязательные реквизиты: обозначение вида
локального акта; место и дату принятия, номер; список присутствующих; текст,
содержащий повестку дня, описание хода, порядка и процедуры совершаемых
определенных (юридически значимых) действий либо отсутствие определенных
фактов; должность, фамилию, инициалы и подпись лица (лиц), составивших или
принимавших участие в составлении протокола или акта.
7.8. Методические рекомендации
должны содержать следующие обязательные реквизиты: обозначение вида
локального акта, место и дату принятия, его наименование, текст, соответствующий его наименованию и содержащий указание на вид, наименование и дату
принятия правил или инструкций, нормы которых разъясняются, конкретизируются или детализируются методическими рекомендациями; должность, фамилия,
инициалы лица (лиц), составивших методические рекомендации.
7.9. Программы и планы
должны содержать следующие обязательные реквизиты: обозначение вида
локального акта; место и дату принятия, наименование и текст локального акта,
соответствующие его наименованию.
7.10. Должностная инструкция
Должностная инструкция работника должна содержать следующие разделы:
общие положения; основные задачи, права, предоставляемые работнику и его
обязанности; взаимодействия; ответственность за некачественное и несвоевре-
9
менное выполнение (неисполнение) обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией; требования к работнику.
При разработке должностных инструкций работников рекомендуется руководствоваться Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14 августа 2009 года № 593
«Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики
должностей работников образования».
7.11.При подготовке локальных актов, регулирующих социально-трудовые отношения (например, коллективный договор, правила внутреннего распорядка и др.)
следует руководствоваться рекомендациями о них.
7.12.Среди локальных актов ОО высшую юридическую силу имеет Устав ОО.
Поэтому принимаемые в ОО локальные акты не должны противоречить его
Уставу.
VIII. ДОКУМЕНТАЦИЯ
8.1. Локальные акты проходят процедуру регистрации в специальном журнале.
8.2.Обязательной регистрации подлежат положения, правила, инструкции, приказы и распоряжения руководителя ОО.
8.3. Регистрацию локальных актов осуществляет ответственный за ведение делопроизводства согласно инструкции по делопроизводству в ОО.
8.4. Регистрация положений, правил и инструкций осуществляется не позднее дня
их утверждения руководителем ОО, приказов и распоряжений руководителя ОО
— не позднее дня их издания.
IX. ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЛОКАЛЬНЫЕ АКТЫ
9.1. В действующие в ОО локальные акты могут быть внесены изменения и дополнения.
10
9.2. Порядок внесения изменений и дополнений в локальные акты ОО определяется в самих локальных актах. В остальных случаях изменения и дополнения
осуществляются в следующем порядке:
9.2.1. внесение изменений и дополнений осуществляется в порядке, установленном в локальном нормативном акте, на основании которого вносятся изменения;
9.2.2. изменения и дополнения в локальные акты: положения принятые без согласования с органом управления (самоуправления), правила, инструкции, программы, планы, постановления, решения, приказы и распоряжения руководителя ОО,
вносятся путем издания приказа руководителя ОО о внесении изменений или дополнений в локальный нормативный акт;
9.2.3. изменения и дополнения в положения, принятые после согласования с органом государственно-общественного управления (самоуправления), вносятся путем издания приказа руководителя ОО о внесении изменений или дополнений в
локальный акт с предварительным получением от него согласия.
9.3. Изменения и дополнения в локальный акт вступают в силу с даты, указанной
в приказе о внесении изменений или дополнений в локальный нормативный акт, а
в случае отсутствия указания в нем даты — по истечению 7 календарных дней с
даты вступления приказа о внесении изменений или дополнений в локальный акт
в силу.
9.4. Изменения и дополнения в предписания и требования, протоколы и акты, методические рекомендации, акты о признании локальных актов утратившими силу,
не вносятся.
X. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
10.1.Настоящее Положение подлежит обязательному согласованию с органом самоуправления ОО.
10.2. Положение вступает в силу с даты его утверждения руководителем ОО.
11
10.3.Положение утрачивает силу в случае принятия нового Положения о локальных актах.
10.4.Вопросы, не урегулированные настоящим Положением, подлежат урегулированию в соответствии с действующим законодательством РФ, Уставом ОО и
иными локальными нормативными актами ОО.
Примечание.
1.Разделы 6 и 7 Положения могут быть оформлены в виде Инструкции, прилагаемой к нему, а в Положении делается только отсылка. То же можно сделать и
с рядом других разделов или отдельных пунктов по усмотрению разработчика.
2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение требований, установленных в локальных актах ОО:
•
сотрудники ОО несут ответственность в соответствии с Уставом ОО, ТК РФ;
•
обучающиеся, воспитанники, их родители (законные представители), несут от-
ветственность в порядке и формах, предусмотренных законодательством РФ, локальными нормативными актами ОО, Уставом ОО.
12