СОГЛАСОВАНО на заседании педагогического совета МБОУ г. Керчи РК «Школа №2» протокол от 31.08.2021 г. №15 УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ г. Керчи РК «Школа №2» ___________Т.В. Сидоренко приказом от 31.08.2021г. №444 ПОЛОЖЕНИЕ о порядке проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями), приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», Уставом ОО и регламентирует содержание и порядок проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся ОО по итогам учебного года. 1.2. Положение о порядке проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся (далее – Положение) рассматривается педагогическим советом ОО, утверждается директором, если иное не предусмотрено Уставом ОО. 1.3. С Положением должны быть ознакомлены все участники образовательных отношений. 1.4. Целью текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации является: - обеспечение социальной защиты обучающихся, соблюдение их прав и свобод в части регламентации учебной загруженности в соответствии с санитарными правилами и нормами, уважения их личности и человеческого достоинства; 1 - установление фактического уровня теоретических знаний обучающихся по предметам учебного плана ОО, их практических умений и навыков; соотнесение этого уровня с требованиями программы и федерального государственного образовательного стандарта на всех уровнях обучения; - контроль выполнения учебных программ и календарно-тематического графика изучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей). 1.5. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся проводится на основе принципов объективности, беспристрастности. Оценка результатов освоения обучающимися образовательных программ осуществляется в зависимости от достигнутых обучающимися результатов и не может быть поставлена в зависимость от формы получения образования, формы обучения, факта пользования платными дополнительными образовательными услугами и иных подобных обстоятельств. 1.6. Текущий контроль успеваемости – это систематическая проверка знаний обучающихся, которая проводится педагогическим работником на учебных занятиях в соответствии с образовательной программой (текущее оценивание, контрольные и самостоятельные работы, в том числе, административные контрольные работы), оценивание за четверть, полугодие. 1.7. Промежуточная аттестация обучающихся – это нормативно регламентированная деятельность педагогических работников и (или) иных должностных лиц ОО, заключающаяся в установлении соответствия индивидуальных образовательных достижений, обучающихся планируемым результатам освоения образовательной программы на момент окончания учебного года и завершающаяся принятием решения о возможности, формах и условиях продолжения обучения аттестуемых лиц в данной ОО. 1.8. При проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся используются следующие понятия: Оценка − это словесная характеристика результатов любого действия обучающегося. Отметка – это фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы (цифровой балл). 2 2. СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ТЕКУЩЕМ КОНТРОЛЕ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 2.1. При текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся используется балльная система оценивания результатов освоения образовательных программ (5 – «отлично», 4 – «хорошо», 3 – «удовлетворительно», 2, 1 – «неудовлетворительно»). 2.2. Балльная система оценивания используется по всем учебным предметам, кроме ОРКСЭ, ОДНКР, элективных курсов (см. Положение об элективных курсах). 2.3. В первом классе при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации используется качественная оценка усвоения образовательной программы без фиксации их достижений в электронных журналах в виде отметок. 2.4. Основой для определения уровня знаний обучающихся являются критерии оценивания — полнота знаний, их обобщенность и системность: - полнота и правильность — это правильный, полный ответ; - правильный, но неполный или неточный ответ; - неправильный ответ; - нет ответа. 2.5. При балльной системе оценивания обучающихся всех уровней обучения применяются следующие общедидактические критерии: Отметка «5 (отлично)» ставится в случае: - знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала; - умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации; 3 - отсутствия ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах, устранения отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов педагога; - соблюдения культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ. Отметка «4 (хорошо)» ставится в случае: - знания всего изученного материала; - умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике; - наличия незначительных (негрубых) ошибок при воспроизведении изученного материала; - соблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ. Отметка «3 (удовлетворительно)» ставится в случае: - знания и усвоения материала на уровне минимальных требований программы, затруднения при самостоятельном воспроизведении, необходимости незначительной помощи учителя; - умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы; - наличия 1-2 грубых ошибок, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материла; - незначительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ. Отметка «2 (неудовлетворительно)» ставится в случае: - знания и усвоения учебного материала на уровне ниже минимальных требований программы; - отсутствия умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы; - наличия нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала; 4 - значительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ. Отметка «1 (неудовлетворительно)» ставится в случае: -отказ обучающегося от ответа, выполнения работы, теста, отсутствие выполненного (в том числе, домашнего) задания. 2.6. При выставлении отметок необходимо учитывать классификацию ошибок и их количество: - грубые ошибки; - однотипные ошибки; - негрубые ошибки; - недочеты. 2.7. К грубым ошибкам следует относить: - незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения; - незнание наименований единиц измерения; - неумение выделять главное в ответе; - неумение применять знания для решения задач и объяснения явлений; - неумение делать выводы и обобщения; - неумение читать и строить графики и принципиальные схемы; - неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, наблюдения, необходимые расчёты или использовать полученные данные для выводов; - неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочником; - нарушение техники безопасности. 2.8. К однотипным ошибкам относятся ошибки на одно и то же правило. 2.9. К негрубым ошибкам следует относить: - неточность формулировок, определений, понятий, законов, правил, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или замена 1-2 из этих признаков второстепенными; 5 - ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы; - ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий работы приборов, оборудования; - ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточность графика и др.; - нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными); - нерациональные методы работы с учебной и справочной литературой; - неумение решать задачи, выполнять задание в общем виде. 2.10. Недочётами являются: -нерациональные приёмы вычислений и преобразований, выполнения опыта, наблюдений, заданий; - ошибки в вычислениях (кроме математики); - небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков; - орфографические и пунктуационные ошибки (кроме результатов при освоении предметной области «Филология»). 2.11. При проведении тестирования обучающихся применяется следующий порядок оценивания качества выполнения тестовых заданий: - отметка «5» ставится при выполнении обучающимся тестового задания на 91-100%; - отметка «4» ставится при выполнении тестового задания на 76-90%; - отметка «3» ставится при выполнении тестового задания на 61-75%; - отметка «2» ставится при выполнении тестового задания менее чем на 60%. - отметка «1» ставится, если обучающийся отказался от выполнения теста. 2.12. При проведении оценивания по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) используются специфические критерии оценки качества, которые закрепляются в рабочих программах педагогических работников и не противоречат общедидактическим подходам, закреплённым данным Положением. 6 3. ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ УСПЕВАЕМОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 3.1. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в течение учебного периода (четверти, полугодия) с целью систематического контроля уровня освоения учащимися тем, разделов, глав образовательных программ за оцениваемый период, динамики достижения предметных и метапредметных результатов. 3.2. Формами текущего контроля усвоения содержания образовательных программ могут являться: - письменная проверка – домашние, проверочные, лабораторные, практические, контрольные, творческие работы; письменные отчеты о наблюдениях; ответы на вопросы теста; сочинения, изложения, диктанты, рефераты, стандартизированные письменные работы, создание (формирование) электронных баз данных и т.д.; - устная проверка – устный ответ на один или систему вопросов в форме рассказа, беседы, собеседования, выразительное чтение (в том числе, наизусть), стандартизированные устные работы и т.д.; - комбинированная проверка – сочетание письменных и устных форм, проверка с использованием электронных систем тестирования, изготовление макетов, действующих моделей, защита проектов, самоанализ, самооценка, наблюдение. 3.3. Порядок, формы, периодичность, количество обязательных мероприятий при проведении текущего контроля успеваемости обучающихся определяются педагогическими работниками и отражаются в рабочих программах и календарно-тематических планах. Заместитель руководителя по УВР анализирует ход текущего контроля успеваемости обучающихся, при необходимости оказывает методическую помощь в его проведении. 3.4. При проведении текущего контроля успеваемости необходимо учесть: - контрольные мероприятия проводятся во время учебных занятий в рамках учебного расписания; - продолжительность контрольного мероприятия не должна превышать времени одного урока; 7 - в соответствии с возрастными и санитарно-гигиеническими нормами контрольное мероприятие рекомендовано проводить не ранее второго урока и не позднее четвертого урока; - содержание контрольных материалов должно соответствовать требованиям ФГОС начального, основного, среднего общего образования, рабочим программам. 3.5. Успеваемость обучающихся, занимающихся по индивидуальному учебному плану, подлежит текущему контролю по учебным предметам, включенным в этот план. 3.6. Текущий контроль обучающихся, временно находящихся в санаторных школах, реабилитационных общеобразовательных учреждениях, осуществляется в этих ОО и учитывается при выставлении отметок за четверть или полугодие. 3.7. Текущие отметки успеваемости обучающихся ежедневно заносятся в электронный журнал, дневники обучающихся. 3.8. Письменные самостоятельные, фронтальные, групповые другие работы обучающего характера после анализа и оценивания не требуют обязательного переноса отметок в электронный журнал. 3.9. Не допускается выставление неудовлетворительных отметок обучающимся сразу после пропуска занятий по уважительной причине. 3.10. При выставлении неудовлетворительной отметки обучающемуся, учитель-предметник должен запланировать повторный опрос данного обучающегося на следующих уроках с выставлением отметки. 3.11. Письменные контрольные работы обучающихся хранятся педагогическим работником в течение учебного года. 3.12. В случае если творческая работа является домашним заданием, учитель вправе устанавливать сроки сдачи работы. Нарушение срока сдачи работы на одну неделю даёт право учителю снизить отметку на один балл, более чем на одну неделю - не принимать работу и выставить в журнал отметку «1». 3.13. Обучающиеся, освобождённые от занятий физической культурой по медицинским показаниям на неделю, месяц, четверть, год, изучают теорети8 ческую часть программы, оцениваются на основе различных форм устного и письменного опроса, рефератов. О форме текущего контроля по физкультуре учитель сообщает обучающемуся заранее. 3.14. Отсутствие обучающегося на предыдущем уроке не освобождает его от текущего оценивания успеваемости. Восполнение обучающимся знаний по пропущенному материалу производится самостоятельно или по его просьбе при помощи учителя. 3.15. Пропуск обучающимся занятий, на которых было запланировано проведение контрольных работ, не освобождает обучающегося от выполнения пропущенной контрольной работы по теме. Педагогический работник выделяет для этого время на следующем уроке или в период проведения индивидуально-групповых консультаций. 3.16. Ответственность за прохождение пропущенного учебного материала возлагается на обучающегося, его родителей (законных представителей), учителя-предметника. 3.17. Предметы, формы, порядок и сроки проведения административного контроля определяются педагогическим советом не позднее 10 сентября текущего года из числа предметов, изучавшихся в данном учебном году в рамках учебного плана, утверждаются приказом по ОО. 3.18. Отметка за четверть, полугодие также является формой текущего оценивания. Отметка при четвертной, полугодовой аттестации является единой и отражает в обобщённом виде все стороны освоения образовательной программы обучающимся за текущий учебный период (четверть, полугодие). 3.19. Выставление отметки за четверть, полугодие может сопровождаться выполнением обучающимися контрольных работ, тестов. Проведение контрольных работ осуществляется в соответствии с рабочими программами учителей или в соответствии с планом внутренней оценки качества образования ОО. 3.20. Отметки по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) за учебный период (четверть, полугодие) выставляются в электронный журнал 9 за три урока до окончания учебного периода (четверти, полугодия, года), но не позднее, чем за три календарных дня до первого дня каникул. 3.21. Четвертные отметки выставляются при наличии трёх и более текущих отметок за соответствующий период, полугодовые отметки выставляются при наличии пяти и более текущих отметок за соответствующий период. 3.22. Оценивание обучающихся проводится: - по итогам четверти во 2-9 классах; - по итогам полугодия в 10-11 классах. 3.23. При выведении отметки за четверть, полугодие осуществляется личностно-ориентированный подход, учитывающий динамику индивидуальных образовательных достижений обучающегося в соответствии с планируемыми результатами освоения образовательной программы. 3.24. Для обучающихся, ранее не изучавших или изучавших другой иностранный язык, удовлетворительная отметка выставляется на основе базовых умений читать, переводить с учетом продвижения относительно себя. 3.25. Обучающиеся, изучающие предметы учебного плана в формах семейного обучения, самообразования, очно-заочной формы оцениваются согласно Положениям ОО о данных формах обучения. 3.26. Четвертное (полугодовое) оценивание обучающихся, пропустивших по каким-либо причинам более половины учебного времени, не имеющих необходимого количества отметок, может быть перенесено на две недели следующего учебного периода. Заместителем директора по УВР составляется график проведения контрольных мероприятий для данного обучающегося, директором ОО издаётся приказ. 3.27. Вопрос об оценивании обучающихся, пропустивших по каким-либо причинам более половины учебного времени, не имеющих необходимого количества отметок, приступивших к обучению в ОО в конце учебного периода (четверти, полугодия), решается в индивидуальном порядке: по согласованию с родителями (законными представителями) проводятся консультации учителями-предметниками, тематический контроль до завершения учебного периода. 10 3.28. Классные руководители доводят до сведения родителей (законных представителей) информацию об отметках за четверть (полугодие), год. 4. ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 4.1. Промежуточная аттестация – это отметка, полученная обучающимся за год. 4.2. Промежуточная аттестация также может сопровождаться выполнением обучающимися контрольных работ, тестов. Проведение контрольных работ осуществляется в соответствии с рабочими программами учителей или в соответствие с планом внутренней оценки качества образования ОО. 4.2.1. Промежуточная аттестация в 4-х классах сопровождается выполнением итоговой контрольной работы по результатам освоения ООП НОО. 4.2.2. Промежуточная аттестация в 9-х, 10-11 классах сопровождается защитой итогового индивидуального проекта по учебным предметам и внеурочной деятельности обучающихся. Оценивание проектной деятельности осуществляется в соответствии с Положением об итоговом индивидуальном проекте обучающихся 9 класса в соответствии с требованиями ФГОС ООО, с Положением об итоговом индивидуальном проекте обучающихся 10-11 классов в соответствии с требованиями ФГОС СОО. 4.3. Отметки по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) за учебный год выставляются в классный журнал не позднее 3 дней до окончания учебного года. 4.4. При выведении отметки за год также осуществляется личностноориентированный подход, учитывающий динамику индивидуальных образовательных достижений обучающегося в соответствии с планируемыми результатами освоения образовательной программы. 4.4.1 При выведении отметки за год в 4-х классах учитываются результаты итоговой контрольной работы по освоению ООП НОО. 4.4.2 При выведении отметки за год в 9-х, 10-11-х классов учитываются результаты защиты ИИП. 11 4.5. Для обучающихся, ранее не изучавших или изучавших другой иностранный язык, удовлетворительная отметка за год выставляется на основе базовых умений читать, переводить с учетом продвижения относительно себя. 4.6. Обучающиеся, изучающие предметы учебного плана в формах семейного обучения, самообразования, очно-заочной формы оцениваются согласно Положениям о данных формах обучения. 4.7. Вопрос о промежуточной аттестация обучающихся, пропустивших по каким-либо причинам более половины учебного года, не имеющих необходимого количества отметок, приступивших к обучению в ОО в конце учебного года, решается в индивидуальном порядке: по согласованию с родителями (законными представителями) проводятся консультации учителями- предметниками, тематический контроль и (или) промежуточная аттестация до завершения учебного периода. 4.8. Обучающиеся, не посещающие ОО (не изучающие какие-либо учебные предметы) по каким-либо причинам, считаются имеющими академическую задолженность. 4.9. Годовые отметки выставляются на основе четвертных, полугодовых отметок как среднее арифметическое с учетом годовой письменной (контрольная работа, диктант, изложение с творческим заданием, сочинение, тест и т.д.) или устной (проверка техники чтения, защита реферата, зачет, собеседование т.д.) работы. 4.10. При проведении годовой письменной или устной работы необходимо учесть: - работа проводится во время учебных занятий в рамках учебного расписания; - продолжительность контрольного мероприятия не должна превышать времени одного урока; - в соответствии с возрастными и санитарно-гигиеническими нормами контрольное мероприятие проводится не ранее второго урока и не позднее четвертого урока; 12 - материалы для проведения годовой письменной или устной работы готовятся педагогическими работниками; - содержание контрольных материалов должно соответствовать требованиям ФГОС начального, основного и среднего общего образования, рабочих программ. 4.11. Годовая письменная или устная работа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья проводится с учетом их психофизиологического состояния и возможностей. 4.12. Обучающимся, заболевшим во время контрольных мероприятий, предоставляется возможность прохождения годовой письменной или устной работы в дополнительное время. 4.13. Обучающимся, выезжающим на учебно-тренировочные сборы, олимпиады школьников, российские или международные спортивные соревнования, конкурсы, смотры и иные подобные мероприятия, а также отъезжающим на постоянное место жительства за рубеж могут быть по заявлению обучающихся (их законных представителей) изменены сроки и порядок проведения годовой письменной или устной работы. 4.14. Результаты годовой письменной или устной работы обучающихся отражаются в классных журналах в разделах тех учебных предметов, по которым она проводилась. 4.15. Классные руководители доводят до сведений родителей (законных представителей) итоги промежуточной аттестации за год. 4.16. Итоговые отметки по всем предметам учебного плана выставляются в личное дело обучающегося и являются, в соответствии с решением педагогического совета, основанием для перевода в следующий класс, для допуска к государственной итоговой аттестации. 4.17. Заявления обучающихся и их родителей (законных представителей), не согласных с результатами годовой промежуточной аттестации и итоговой отметкой по учебному предмету, рассматриваются конфликтной комиссией образовательной организации в установленном порядке. 13 4.18. Итоги годовой промежуточной аттестации обучающихся обсуждаются на заседаниях педагогического совета. 5. ПОРЯДОК ЛИКВИДАЦИИ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ И ПЕРЕВОДА ОБУЧАЮЩИХСЯ В СЛЕДУЮЩИЙ КЛАСС 5.1. Обучающиеся, освоившие в полном объёме соответствующую часть образовательной программы, переводятся в следующий класс. 5.2. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации («2» за год) по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью. 5.3. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность. Ответственность за ликвидацию обучающимися академической задолженности возлагается на их родителей (законных представителей). 5.4. Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующему учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые ОО, в пределах одного года с момента образования академической задолженности. 5.5. При ликвидации академической задолженности в первый раз учитель готовит задание, проводит и оценивает контрольную работу самостоятельно. При ликвидации академической задолженности во второй раз в ОО создается комиссия. 5.6. Образовательная организация создает условия обучающимся для ликвидации академической задолженности и обеспечивает контроль своевременности ее ликвидации. 5.7. ОО по итогам года издает приказ об организации ликвидации академической задолженности в ОО. В приказе указываются списки обучающихся, имеющих академическую задолженность по учебным предметам, дисциплинам (модулям), график и сроки ликвидации академической задолженности, ответственные педагогические работники для первой пересдачи и состав комиссии для второй пересдачи академической задолженности. 14 5.8. Не допускается взимание платы с обучающихся за прохождение промежуточной аттестации. 5.9. Обучающиеся, не прошедшие промежуточную аттестацию по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс условно. 5.10. Обучающиеся в ОО по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академическую задолженность с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медикопедагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану. 5.11. Организация информирует родителей обучающихся о необходимости принятия решения об организации дальнейшего обучения обучающихся в письменной форме. 15