«Об элективных курсах в МБОУ г. Керчи РК «Школа №2»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Керчи Республики Крым «Школа № 2»
(МБОУ г. Керчи РК «Школа № 2»)
ул. Гудованцева, д. 10, г. Керчь, Республика Крым, 298300. Тел. (06561) 4-06-13
E-mail: shool2_kerch@crimeaedu.ru.ru
ОГРН 1149102176189ИНН9111008770
_______________________________________________________________________________
СОГЛАСОВАНО
на заседании педагогического

УТВЕРЖДЕНО
Директор
МБОУ г. Керчи РК «Школа №2»
_________________ Т.В. Сидоренко
Приказ № 663 от «30» декабря2022г.

совета МБОУ г. Керчи РК «Школа №2»
Протокол №25от «30» декабря 2022г.

ПОЛОЖЕНИЕ № 04.08
«Об элективных курсах
в МБОУ г. Керчи РК «Школа №2»

г. Керчь
2022

1

1. Общие положения.
1.1. Настоящее положение разработано на основании:
- Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- приказа Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении
Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для
образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы
общего образования»;
- письма Минобразования России от 13.11.2003 г. № 14-51-277/13 «Об
элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего
образования»;
- письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 марта
2010 г. № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных
курсов»;
- Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования,
утверждённой приказом Министерства образования Российской Федерации от
18.07.2002 г. № 2783;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
1.2. Элективные курсы - обязательные для посещения курсы по выбору
обучающихся, входящие в состав предпрофильной подготовки и профильного
обучения, обеспечивающие дифференциацию содержания обучения.
1.3. Элективные курсы являются важной содержательной частью
предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся, признанным
средством
построения
индивидуальных
образовательных
программ
обучающихся.
1.4. Положение определяет место элективных курсов в школьном учебном плане
и учебном процессе и порядок организации и проведения элективных курсов.

2. Цель, задачи и функции элективных курсов
2.1.
Цель
элективных
курсов:
удовлетворение
образовательных склонностей каждого обучающегося.

индивидуальных

2

2.2. Задачи элективных курсов:
- Обеспечение условий обучающимся для получения реального опыта
формирования индивидуального учебного плана.
- Создание условий обучающимся для выбора направления дальнейшего
обучения, связанного с определённым видом профессиональной деятельности.
- Оказание помощи обучающемуся в выборе образовательной области для более
углублённого обучения, выделении многообразия видов деятельности,
связанных с ней.
- Предоставление обучающемуся реализовать свой интерес к выбранной учебной
дисциплине.
- Уточнение готовности и способности обучающегося осваивать выбранный
учебный предмет на повышенном уровне.
- Создание условий для подготовки обучающихся к экзаменам по выбору, по
наиболее вероятным предметам будущего профилирования.
- Развитие умения обучающихся работать с различными информационными
источниками.
- Мотивация педагогических работников к освоению современных
образовательных технологий.
3. Функции элективных курсов
3.1. Функции элективных курсов:
•поддерживают изучение базовых предметов;
•служат для внутришкольной специализации и дифференциации обучения,
построения индивидуальных учебных планов учащихся;
•позволяют превысить содержание образования сверх стандарта;
•формируют у учащихся способы организации учебной деятельности;
•способствуют
формированию
коммуникативной
и
социальной
компетентностей; ориентируют в выборе профиля обучения и профессиональной
карьеры;

3

•развивают навыки самоопределения, самоорганизации, самоконтроля, выбора и
принятия решения;
•создают условия для общекультурного развития.
4. Типы элективных курсов
4.1. В МБОУ г. Керчи РК «Школа №2» могут быть использованы элективные
курсы трех видов:
предметные, межпредметные и ориентационные.
·
Предметные элективные курсы - позволяют реализовать интерес
учащегося к учебному предмету, определить готовность и развить способности к
изучению данного предмета на повышенном уровне, подготовится к выбору
профиля обучения.
·
Межпредметные элективные курсы - предполагают выход за рамки
традиционных предметов, знакомят учащихся с комплексными задачами,
требующими синтеза знаний по ряду предметов, формируют общеучебные и
общекультурные знания, умения и навыки; коммуникативные и социальные
компетентности.
·
Ориентационные курсы - создают базу для ориентации учащихся в мире
профессий и в специфике видов деятельности, присущей каждой из них;
поддерживают мотивацию к тому или иному профилю, позволяют совершить
профессиональные пробы и проектировать профессиональную карьеру.
Надпредметные: обеспечивают реализацию познавательных интересов
школьников,
выходящих
за
рамки
традиционных
предметов
и
распространяющихся на области деятельности человека вне выбранного ими
профиля обучения; ·знакомят школьников с комплексными проблемами и
задачами, требующими синтеза знаний по ряду предметов и способами их
разработки
в
различных
профессиональных
сферах,
способствуют
профессиональной ориентации.
5. Специфические особенности элективных курсов на ступени профильной
подготовки (10-11 классы).
5.1.Элективные курсы старшей профильной школы определяются МБОУ г.
Керчи РК «Школа №2» на основе базисного учебного плана. Их основная задача
4

- расширение, углубление знаний, формирование специфических умений,
знакомство с новыми областями науки в рамках выбранного профиля.
4.2.Элективные курсы старшей ступени образования выполняют следующие
функции:
•«надстраивают» профильный курс, углубляя его;
•развивают содержание одного из базовых курсов;
•способствуют удовлетворению познавательных интересов учащихся в
различных областях;
•позволяют проектировать и подкреплять собственную профессиональную
карьеру.
•создают условия для успешной сдачи ЕГЭ и поступления в учебные заведения
по окончании школы.
4.3 Элективные курсы в 10-11 классах более системные, долгосрочные,
содержательные, специфичны для каждого профиля обучения.
4.4 Эффективность элективных курсов определяется по результатам ЕГЭ,
школьной научной конференции и материалов анкетирования.
5. Программно-методическое обеспечение элективных курсов.
5.1. Реализация содержания элективных курсов в рамках предпрофильного и
профильного обучения обеспечивается:
- программами курсов, утвержденными, рекомендованными или допущенными
Министерством образования Российской Федерации,
- программами, разработанными педагогами, прошедших экспертизу внутри
гимназии и утвержденные директором гимназии; ·
- учебными пособиями для обучающихся; ·
- методическими пособиями для учителя.
5.2 Программы
требованиям:

элективных

курсов

должны

удовлетворять

следующим

·- учитывать особенности обучающихся, интересующихся отдельными
предметами; ·знакомить с методами научных исследований, применяемых в
науках, которые интересуют учащихся; ·опираться на школьную программу, но
не дублировать ее, а дополнять их;

5

способствовать
формированию
исследовательских
умений;
·нацеливать на подготовку к государственной (итоговой) аттестации;
- ·уделять внимание формированию таких умений, как конспектирование
учебного материала, наблюдение, анализ, обобщение, рефлексия и
систематизация.
5.3 Программы и учебные материалы элективных образовательных программ и
учебных материалов для предпрофильной подготовки обучающихся 9-х классов
и профильного обучения на старшей ступени общего образования должны быть
оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к структуре
рабочей программы педагогов.
5.4 Содержание знаний, которые включаются в программу, должно отвечать
требованиям к подготовке выпускников, определяемым государственными
образовательными
стандартами
и
иметь
практико-ориентированную
направленность.
5.5. Учебные программы должны включать следующие виды знаний:
·теоретические (обобщенные), методические (способы деятельности);
·технологические (приемы, алгоритмы, правила выполнения действий);
различного рода информацию (даты, факты, события, характеристики и др.).
5.6 Определение методов обучения осуществляется в соответствии с целями и
содержанием. Выбор методов определяется условиями, временем протекания
процесса обучения, особенностями индивидуального стиля преподавания и
восприимчивостью обучающихся.
5.7 В качестве учебной литературы по элективным курсам используются
учебные пособия для факультативных курсов, для кружковой работы, а также
научно-популярная литература, справочные издания, авторские разработки и
пособия, имеющие рекомендации к использованию, образовательные ресурсы
Интернета
5.8 Эффективность преподавания конкретного курса может быть подтверждена:
* анализом уровня образованности обучающихся по предметам, связанным с
элективными курсами;
* количественным анализом проектной деятельности обучающихся, количеством
проведенных исследовательских работ на элективном курсе;
* проведением анкетирования обучающихся, целью которого является
исследование уровня удовлетворенности школьников элективными занятиями;
6

* результатами участия гимназистов в олимпиадах, конференциях, конкурсах и
других мероприятиях.
6. Ведение документации
6.1. Заполнение журналов при проведении элективных курсов должно отвечать
следующим требованиям:
- в электронном журнале отводится раздел «Элективные курсы», где записаны
все элективные курсы для данного класса и в целом по школе;
- в электронном журнале фиксируются сведения о прохождении программы, о
посещающих элективные курсы обучающимися, об отсутствующих на занятиях;
- журнал элективных курсов является финансовым документом.
7. Оценивание учебных достижений
7.1. Уровень учебных достижений, обучающихся оценивается. Курс считается
зачтенным, если учащийся посетил не менее 80% занятий по этому курсу и (или)
по окончании курса предоставил зачетную работу. Зачетная работа может быть
выполнена в форме контрольной, лабораторной, практической, презентационной
работы, защиты проекта или в др. форме.
8. Контроль за проведением элективных курсов.
8.1. Контроль за проведением элективных курсов осуществляет заместитель
директора по учебно-воспитательной работе по плану, утвержденному
директором школы.

9. Вступление в силу, внесение изменений и дополнений в настоящее
положение
9.1. Срок действия данного Порядка не ограничен.
9.2. При изменении нормативных правовых документов, регламентирующих
деятельность муниципальных органов образования и образовательных
организаций, в Положение вносятся изменения в соответствии
законодательством в установленном порядке.

с

9.3. Положение вступает в силу с момента его утверждения в МБОУ г. Керчи РК
«Школа №2» в установленном порядке.
7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».