Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Керчи Республики Крым «Школа № 2» (МБОУ г. Керчи РК «Школа № 2») ул. Гудованцева, д. 10, г. Керчь, Республика Крым, 298300. Тел. (06561) 4-06-13 E-mail: shool2_kerch@crimeaedu.ru.ru ОГРН 1149102176189ИНН9111008770 _______________________________________________________________________________ СОГЛАСОВАНО на заседании педагогического УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ г. Керчи РК «Школа №2» _________________ Т.В. Сидоренко Приказ № 663 от «30» декабря2022г. совета МБОУ г. Керчи РК «Школа №2» Протокол №25от «30» декабря 2022г. ПОЛОЖЕНИЕ № 04.08 «Об элективных курсах в МБОУ г. Керчи РК «Школа №2» г. Керчь 2022 1 1. Общие положения. 1.1. Настоящее положение разработано на основании: - Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - приказа Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»; - письма Минобразования России от 13.11.2003 г. № 14-51-277/13 «Об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования»; - письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 марта 2010 г. № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов»; - Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, утверждённой приказом Министерства образования Российской Федерации от 18.07.2002 г. № 2783; - Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи». 1.2. Элективные курсы - обязательные для посещения курсы по выбору обучающихся, входящие в состав предпрофильной подготовки и профильного обучения, обеспечивающие дифференциацию содержания обучения. 1.3. Элективные курсы являются важной содержательной частью предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся, признанным средством построения индивидуальных образовательных программ обучающихся. 1.4. Положение определяет место элективных курсов в школьном учебном плане и учебном процессе и порядок организации и проведения элективных курсов. 2. Цель, задачи и функции элективных курсов 2.1. Цель элективных курсов: удовлетворение образовательных склонностей каждого обучающегося. индивидуальных 2 2.2. Задачи элективных курсов: - Обеспечение условий обучающимся для получения реального опыта формирования индивидуального учебного плана. - Создание условий обучающимся для выбора направления дальнейшего обучения, связанного с определённым видом профессиональной деятельности. - Оказание помощи обучающемуся в выборе образовательной области для более углублённого обучения, выделении многообразия видов деятельности, связанных с ней. - Предоставление обучающемуся реализовать свой интерес к выбранной учебной дисциплине. - Уточнение готовности и способности обучающегося осваивать выбранный учебный предмет на повышенном уровне. - Создание условий для подготовки обучающихся к экзаменам по выбору, по наиболее вероятным предметам будущего профилирования. - Развитие умения обучающихся работать с различными информационными источниками. - Мотивация педагогических работников к освоению современных образовательных технологий. 3. Функции элективных курсов 3.1. Функции элективных курсов: •поддерживают изучение базовых предметов; •служат для внутришкольной специализации и дифференциации обучения, построения индивидуальных учебных планов учащихся; •позволяют превысить содержание образования сверх стандарта; •формируют у учащихся способы организации учебной деятельности; •способствуют формированию коммуникативной и социальной компетентностей; ориентируют в выборе профиля обучения и профессиональной карьеры; 3 •развивают навыки самоопределения, самоорганизации, самоконтроля, выбора и принятия решения; •создают условия для общекультурного развития. 4. Типы элективных курсов 4.1. В МБОУ г. Керчи РК «Школа №2» могут быть использованы элективные курсы трех видов: предметные, межпредметные и ориентационные. · Предметные элективные курсы - позволяют реализовать интерес учащегося к учебному предмету, определить готовность и развить способности к изучению данного предмета на повышенном уровне, подготовится к выбору профиля обучения. · Межпредметные элективные курсы - предполагают выход за рамки традиционных предметов, знакомят учащихся с комплексными задачами, требующими синтеза знаний по ряду предметов, формируют общеучебные и общекультурные знания, умения и навыки; коммуникативные и социальные компетентности. · Ориентационные курсы - создают базу для ориентации учащихся в мире профессий и в специфике видов деятельности, присущей каждой из них; поддерживают мотивацию к тому или иному профилю, позволяют совершить профессиональные пробы и проектировать профессиональную карьеру. Надпредметные: обеспечивают реализацию познавательных интересов школьников, выходящих за рамки традиционных предметов и распространяющихся на области деятельности человека вне выбранного ими профиля обучения; ·знакомят школьников с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний по ряду предметов и способами их разработки в различных профессиональных сферах, способствуют профессиональной ориентации. 5. Специфические особенности элективных курсов на ступени профильной подготовки (10-11 классы). 5.1.Элективные курсы старшей профильной школы определяются МБОУ г. Керчи РК «Школа №2» на основе базисного учебного плана. Их основная задача 4 - расширение, углубление знаний, формирование специфических умений, знакомство с новыми областями науки в рамках выбранного профиля. 4.2.Элективные курсы старшей ступени образования выполняют следующие функции: •«надстраивают» профильный курс, углубляя его; •развивают содержание одного из базовых курсов; •способствуют удовлетворению познавательных интересов учащихся в различных областях; •позволяют проектировать и подкреплять собственную профессиональную карьеру. •создают условия для успешной сдачи ЕГЭ и поступления в учебные заведения по окончании школы. 4.3 Элективные курсы в 10-11 классах более системные, долгосрочные, содержательные, специфичны для каждого профиля обучения. 4.4 Эффективность элективных курсов определяется по результатам ЕГЭ, школьной научной конференции и материалов анкетирования. 5. Программно-методическое обеспечение элективных курсов. 5.1. Реализация содержания элективных курсов в рамках предпрофильного и профильного обучения обеспечивается: - программами курсов, утвержденными, рекомендованными или допущенными Министерством образования Российской Федерации, - программами, разработанными педагогами, прошедших экспертизу внутри гимназии и утвержденные директором гимназии; · - учебными пособиями для обучающихся; · - методическими пособиями для учителя. 5.2 Программы требованиям: элективных курсов должны удовлетворять следующим ·- учитывать особенности обучающихся, интересующихся отдельными предметами; ·знакомить с методами научных исследований, применяемых в науках, которые интересуют учащихся; ·опираться на школьную программу, но не дублировать ее, а дополнять их; 5 способствовать формированию исследовательских умений; ·нацеливать на подготовку к государственной (итоговой) аттестации; - ·уделять внимание формированию таких умений, как конспектирование учебного материала, наблюдение, анализ, обобщение, рефлексия и систематизация. 5.3 Программы и учебные материалы элективных образовательных программ и учебных материалов для предпрофильной подготовки обучающихся 9-х классов и профильного обучения на старшей ступени общего образования должны быть оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к структуре рабочей программы педагогов. 5.4 Содержание знаний, которые включаются в программу, должно отвечать требованиям к подготовке выпускников, определяемым государственными образовательными стандартами и иметь практико-ориентированную направленность. 5.5. Учебные программы должны включать следующие виды знаний: ·теоретические (обобщенные), методические (способы деятельности); ·технологические (приемы, алгоритмы, правила выполнения действий); различного рода информацию (даты, факты, события, характеристики и др.). 5.6 Определение методов обучения осуществляется в соответствии с целями и содержанием. Выбор методов определяется условиями, временем протекания процесса обучения, особенностями индивидуального стиля преподавания и восприимчивостью обучающихся. 5.7 В качестве учебной литературы по элективным курсам используются учебные пособия для факультативных курсов, для кружковой работы, а также научно-популярная литература, справочные издания, авторские разработки и пособия, имеющие рекомендации к использованию, образовательные ресурсы Интернета 5.8 Эффективность преподавания конкретного курса может быть подтверждена: * анализом уровня образованности обучающихся по предметам, связанным с элективными курсами; * количественным анализом проектной деятельности обучающихся, количеством проведенных исследовательских работ на элективном курсе; * проведением анкетирования обучающихся, целью которого является исследование уровня удовлетворенности школьников элективными занятиями; 6 * результатами участия гимназистов в олимпиадах, конференциях, конкурсах и других мероприятиях. 6. Ведение документации 6.1. Заполнение журналов при проведении элективных курсов должно отвечать следующим требованиям: - в электронном журнале отводится раздел «Элективные курсы», где записаны все элективные курсы для данного класса и в целом по школе; - в электронном журнале фиксируются сведения о прохождении программы, о посещающих элективные курсы обучающимися, об отсутствующих на занятиях; - журнал элективных курсов является финансовым документом. 7. Оценивание учебных достижений 7.1. Уровень учебных достижений, обучающихся оценивается. Курс считается зачтенным, если учащийся посетил не менее 80% занятий по этому курсу и (или) по окончании курса предоставил зачетную работу. Зачетная работа может быть выполнена в форме контрольной, лабораторной, практической, презентационной работы, защиты проекта или в др. форме. 8. Контроль за проведением элективных курсов. 8.1. Контроль за проведением элективных курсов осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе по плану, утвержденному директором школы. 9. Вступление в силу, внесение изменений и дополнений в настоящее положение 9.1. Срок действия данного Порядка не ограничен. 9.2. При изменении нормативных правовых документов, регламентирующих деятельность муниципальных органов образования и образовательных организаций, в Положение вносятся изменения в соответствии законодательством в установленном порядке. с 9.3. Положение вступает в силу с момента его утверждения в МБОУ г. Керчи РК «Школа №2» в установленном порядке. 7