1 Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медикопедагогической комиссией и препятствующие получению образования без созданияспециальных условий (п.16 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (п. 27 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их писхофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц (п.28 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). 1.4. Основной целью инклюзивного образования является реализация права обучающихся с ОВЗ на получение общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, создание условий для коррекции нарушений в их развитии и социальной адаптации, оказание ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов. 1.5. Задачи инклюзивного образовании: создание эффективной системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся с ОВЗ в Учреждении с целью максимальной коррекции недостатков их психофизического развития, эмоционально-волевой сферы, активизации познавательной деятельности, формирования навыков и умений учебной деятельности; освоение обучающимися с ОВЗ общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС; преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы через включение детей в успешную деятельность; постоянное повышение мотивации ребёнка на основе его личной заинтересованности и через осознанное отношение к позитивной деятельности; охрана и укрепление физического, нервно-психического здоровья детей; оказание консультативной помощи семьям, воспитывающим детей особыми образовательными потребностями, включение законных представителей в процесс обучения и воспитания ребёнка, формирование у них адекватного отношения к особенностям его развития, выработка оптимальных подходов к проблемам семейного воспитания; изменение общественного сознания по отношению к детям с особыми образовательными потребностями; формирование у всех участников образовательного процесса толерантного отношения кпроблемам обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. 1. Организация инклюзивного образования 2.1. Образование обучающихся с ОВЗ осуществляет Учреждение, реализующее общеобразовательные программы. 2.2. Зачисление обучающихся с ОВЗ в Уреждение осуществляется в общем порядке, установленном Российской Федерацией для приема граждан в образовательное учреждение. 2.3. Инклюзивное образование детей с ОВЗ школьного возраста может быть организовано в форме совместного обучения детей с ОВЗ и детей, не имеющих таких ограничений, в одном классе (класс инклюзивного образования) Учреждение, реализующей основные образовательныепрограммы, если это не препятствует успешному освоению образовательных программ всеми обучающимися. Численность детей с ОВЗ, обучающихся в таком классе, не может превышать 4 человек. 2 2.4. Выбор образовательной программы обучения ребенка с ОВЗ зависит от степени выраженности недостатков физического и (или) психического развития, сложности структуры нарушения, образовательных потребностей, уровня готовности ребенка к включению в средунормально развивающихся сверстников и определяется психолого-медико-педагогической комиссией. 2.5. Форма получения общего образования по конкретной образовательной программе определяется родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка (п.3 раздела 2 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основнымобщеобразовательным программам – образовательным программам начального, общего, исреднего общего образования (утв. Приказом Минобрнауки РФ от 30 августа 2013 г. № 1015). 2.6. Необходимыми условиями организации инклюзивного образования в Учреждении являются: создание адаптивной среды (инфраструктура, нормативно-правовые, материальные, информационные, психолого-педагогические ресурсы); повышение квалификации педагогических работников; создание психолого-медико-педагогического консилиума для организации психологопедагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья. 2.7. Решение о создании в Учреждении классов инклюзивного образования принимается Учредителем. 2.8. Критерии организации инклюзивного образования. В качестве критериев организации инклюзивного образования следует рассматривать: особые образовательные потребности ребенка, обусловленные выраженностью первичного дефекта уровнем развития, индивидуальными интеллектуальными и эмоциональноличностными особенностями, препятствующие получению образования без создания специальных условий; готовность социальной среды (условия семейного воспитания, возможность оказания соответствующей поддержки со стороны родителей (законных представителей) инклюзируемого ребенка, педагогических работников, родителей (законных представителей) и обучающихся, не имеющих нарушений в развитии); соответствие образовательной среды Учреждение потребностям инклюзированного ребенка: созданы необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ОВЗ, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц (ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). 2.9. В Учреждении инклюзивное обучение детей с ОВЗ с учетом развития ребенка может быть организовано: по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования: I ступень - начальное общее образование (нормативный срок освоения 4 года); II ступень - основное общее образование (нормативный срок освоения 5 лет); III ступень - среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения 2 года) адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями ПМПК; по индивидуальной (адаптированной) образовательной программе. 2.10. Специфика Учреждения по обучению детей с ОВЗ, а также вид реализуемых образовательных программ определяется самостоятельно в соответствии с рекомендациями ПМПК. 3 2.11. При реализации общеобразовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии. 2.12. Содержание образовательного процесса в инклюзивных классах определяется программами для общеобразовательных классов, утвержденными Министерством образования и науки РФ, типовым базисным учебным планом, годовым календарным графиком и расписанием занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми образовательными учреждениями самостоятельно, а также индивидуальным учебным планом для ребенка с особыми образовательными потребностями. 2.13. Для составления учебного плана на текущий учебный год с целью организации обучения детей с ОВЗ в инклюзивной форме используется базисный учебный план. 2.14. Индивидуальный учебный план для ребенка с особыми образовательными потребностями разрабатывается и утверждается на основе базисного учебного плана, рекомендаций ПМПК и индивидуальной программы реабилитации ребенка – инвалида, с обязательным учетом мнения родителей (законных представителей) ребенка с особыми образовательными потребностями. 2.15. Индивидуальный учебный план ребенка с особыми образовательными потребностями является приложением к договору, заключаемому между администрацией Учреждения и родителями (законными представителями) ребенка. 2.16. При разработке индивидуального учебного плана для ребенка с особыми образовательными потребностями в него включаются: необходимость полного или частичного присутствия тьютора в образовательном процессе; организация индивидуального щадящего режима (снижение объема заданий, дополнительный день отдыха в течение недели и др.); организация обучения в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся с особыми образовательными потребностями по учебникам для специальных (коррекционных) школ или по учебникам общеобразовательных школ; организация индивидуальных и групповых занятий общеразвивающей и предметной направленности; организация обязательных дополнительных внешкольных и внеклассных коррекционноразвивающих занятий с психологом, логопедом, дефектологом и другими специалистами; целесообразность нахождения обучающихся с особыми образовательными потребностями в Учреждении полного дня, а также форма и продолжительность самоподготовки обучающихся. 2.17. Индивидуальный учебный план для ребенка с особыми образовательными потребностями может разрабатываться на учебный год, либо на полгода, либо на каждую четверть. ПМПк Учреждение вправе в любое время вносить в индивидуальный учебный план изменения по ходатайству педагогов, родителей (законных представителей), членов окружной ПМПК. 2.18. Образовательная деятельность по образовательным программам, в том числе адаптированным образовательным программам, организуется в соответствии с расписанием учебных занятий, которое определяется Учреждением. 2.19. Обучение детей с ОВЗ организуется по учебникам, соответствующим программе обучения. Решение по этому вопросу принимает учитель, согласовывая его с методическим советом и администрацией Учреждение. 2.20. Оценка знаний детей с ОВЗ в классах инклюзивного обучения осуществляется в соответствии с образовательной программой, а также с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей. 3. Организация обучения на дому (внеурочная инклюзия) 3.1. Индивидуальное обучение на дому по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования организуется для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать Учреждение. 4 3.2. Основанием для организации обучения на дому являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей). 3.3. По ходатайству администрации Учреждения в соответствии с представленными родителями (законными представителями) документами, издается приказ, в котором утверждается перевод обучающегося на обучение на дому на период, указанный в медицинской справке. 3.4. По окончании срока действия медицинского заключения администрация Учреждение обязана совместно с родителями (законными представителями) решить вопрос о дальнейшей форме обучения. 3.5. Организация образовательного процесса при обучении на дому регламентируется: индивидуальным учебным планом; индивидуальным расписанием занятий; годовым календарным учебным графиком. 3.6. Индивидуальный учебный план обучающегося должен отвечать требованиям федерального государственного образовательного стандарта и включать все предметы учебного плана Учреждение. 3.6.1. Индивидуальный учебный план для обучения на дому по медицинским показаниям утверждается приказом директора Учреждение и согласуется с родителями (законными представителями). 3.6.2. Право распределения часов учебного плана по учебным предметам предоставляется Учреждением с учѐтом индивидуальных психофизических особенностей, интересов обучающегося, его заболевания, программы обучения, согласия родителей (законных представителей). 3.7. Фамилия обучающегося на дому по индивидуальному учебному плану, данные об его успеваемости за четверть (полугодие), а также о переводе из класса в класс вносятся в классный журнал соответствующего класса Учреждение. 3.8. Контроль за своевременным проведением индивидуальных занятий на дому осуществляет классный руководитель, а за выполнением образовательных программ - заместитель директора по учебно-воспитательной работе. 3.9. Обязательная документация при организации обучения на дому (внеурочной инклюзии): справка врачебной комиссии о рекомендациях организации обучения на дому; копия документа, подтверждающего инвалидность обучающегося (при наличии инвалидности); заявление родителя (законного представителя) обучающегося; приказ директора Учреждение об организации индивидуального обучения на дому; учебный план для обучающегося индивидуально на дому; журнал индивидуального обучения на дому; классный журнал; рабочие программы по предметам в соответствии с Учебным планом. 4. Образование детей по адаптированным программам (полная инклюзия) и по индивидуальным адаптированным программам (частичная инклюзия) 4.1. При полной инклюзии в класс для совместного обучения с обучающимися, не имеющих ограничений в здоровье, зачисляются не более 4 обучающихся с ОВЗ. 4.2. Специальная помощь обучающимся, поступившим на инклюзивное обучение, оказывается социально-психолого-педагогической службой Учреждение. 4.3. Прием обучающихся с ОВЗ в Учреждение осуществляется на общих основаниях. 4.4. Наполняемость класса, в котором обучаются дети с ОВЗ должна составлять вместе с ними не более 25 человек. 4.5. При организации инклюзивного обучения Учреждение обязано создавать материально – технические, методические, финансовые, психолого-педагогические условия для предоставления 5 возможности обучающимся с ОВЗ достигать планируемых результатов ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО, которые определены основной общеобразовательной программой уровня образования. 5. Права и обязанности участников образовательных отношений при получении общего образования обучающимися с ОВЗ 5.1. Права и обязанности обучающихся с ОВЗ, их родителей (законных представителей), педагогических работников Учреждение, реализуются в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Уставом, локальными актами Учреждения. 5.2. Обучающиеся с ОВЗ имеют равные права с остальными обучающимися Учреждения. 5.3. Обучающиеся с ОВЗ обеспечиваются бесплатным питанием (ст.79 ФЗ). 6. Организация аттестации обучающихся с ОВЗ 6.1. Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса образовательной программы, сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся. Формы, периодичность и порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся определяется организацией самостоятельно (п.19 раздела 2 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального, общего, и среднего общего образования (утв. Приказом Минобрнауки РФ от 30 августа 2013 №1015). 6.2. Освоение обучающимися основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования завершается государственной итоговой аттестацией, которая является обязательной. 6.3. Решение об итоговой аттестации детей с ОВЗ принимает педагогический совет Учреждение. 6.4. Для детей с ОВЗ, освоивших основные общеобразовательные программы, государственная (итоговая) аттестация проводится в форме Основного государственного экзамена илив форме Единого государственного экзамена. Выбранные выпускником форма (формы) государственной (итоговой) аттестации и общеобразовательные предметы, по которым он планирует сдавать экзамены, указываются им в заявлении. 6.5. Государственный выпускной экзамен для детей с ОВЗ организуется с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья. 6.6. Дети с ОВЗ, получившие образование в форме инклюзивного образования и успешно прошедшие ГИА по образовательным программам основного общего и среднего общегообразования, получают аттестат об основном общем или среднем общем образовании, подтверждающий получение общего образования соответствующего уровня (п. 20 раздела 2 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального, общего, исреднего общего образования (утв. Приказом Минобрнауки РФ от 30 августа 2013 №1015). 7. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ, обучающегося в форме инклюзивного образования 7.1.Диагностико-коррекционное и психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся детей с ОВЗ в Учреждении сопровождается ПМПК. 7.2. Специалисты ПМПК: осуществляют психолого-медико-педагогическое обследование детей с ОВЗ; определяют возможности инклюзии конкретного ребенка, условий и форм инклюзии; 6 проводят предварительную работу с обучающимися, родителями (законнымипредставителями), педагогическими работниками Учреждение, направленную на подготовку в Учреждении инклюзивного образования; разрабатывают совместно с педагогами индивидуальные образовательные маршруты; отслеживают эффективность обучения детей с ОВЗ по программе, рекомендованной ПМПК; организуют систематическое сопровождение образовательного процесса в условияхинклюзии; осуществляют анализ выполненных рекомендаций всеми участниками процесса инклюзии; согласуют со специалистами ПМПК оценку результатов обучения. 7.3. Комплексное сопровождение детей с ОВЗ в условиях Учреждение осуществляют педагогпсихолог, дефектолог, логопед, классный руководитель, учитель. 7.4. Результаты адаптации, продвижения в развитии и личностном росте обучающихся, формирования навыков образовательной деятельность, освоение образовательных программ, показатели функционального состояния их здоровья фиксируются в документации ПМПК. 8. Кадровое обеспечение образовательного процесса в классах инклюзивного обучения 8.1. В классах инклюзивного обучения работают педагоги, специалисты (педагог-психолог, учитель-дефектолог, логопед, социальный педагог и др.) и медицинские работники, прошедшие специальную подготовку. 8.2. Общее руководство деятельностью педагогов и специалистов, работающих в классах инклюзивного обучения, осуществляет директор Учреждения, непосредственное руководство – заместитель директора по учебно-воспитательной работе. 7 8