Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Керчи Республики Крым «Школа № 2» (МБОУ г. Керчи РК «Школа № 2») ул. Гудованцева, д. 10, г. Керчь, Республика Крым, 298300. Тел. (06561) 4-06-13 E-mail: shool2_kerch@crimeaedu.ru.ru ОГРН 1149102176189ИНН9111008770 ______________________________________________________________________________ _ СОГЛАСОВАНО на заседании педагогического УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ г. Керчи РК «Школа №2» _________________ Т.В. Сидоренко Приказ № 663 от «30» декабря2022г. совета МБОУ г. Керчи РК «Школа №2» Протокол №25от «30» декабря 2022г. ПОЛОЖЕНИЕ № 04.03 «Об инклюзивном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья» г. Керчь 2022 1 1. Общие положения 1.1. Положение об организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - Положение) разработано в целях реализации гарантированного права обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) на получение качественных образовательных услуг, создания безбарьерной образовательной среды для данной категории в образовательных учреждениях, коррекции нарушений развития, успешной социальной адаптации. 1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с федеральными законами от 03.05.2012 г. № 46-ФЗ«О ратификации Конвенции о правах инвалидов», - от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ«Об образовании в Российской Федерации», приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего образования», - приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (с изменениями и дополнениями). 1.3. Настоящее Положение определяет модель организации инклюзивного образования детей с ОВЗ в образовательной организации, когда все дети, независимо от их физического и (или) психологического развития, включены в общую систему образования и имеют возможность получать образование в образовательных учреждениях, которые создают условия для оказания необходимой специальной поддержки детям с учетом их возможностей и особых образовательных потребностей. 1.4. В Положении используются следующие понятия: обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медикопедагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (п. 16 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"); инклюзивное образование —обеспечение равного доступа кобразованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (п. 27 2 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"); адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц (п. 28 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"); доступная образовательная среда (безбарьерная среда) - среда, позволяющая беспрепятственно получать качественное образование обучающимся (воспитанникам) с ОВЗ; тьютор (ассистент учителя) – специалист, осуществляющий непосредственное сопровождение ребенка (детей) с ОВЗ в течении учебного дня – на фронтальных и (если есть необходимость) индивидуальных занятиях во время перемены, выполнение тех или иных режимных моментов. Основная задача тьютора помощь самому ребенку, его родителям, учителю и другим участникам образовательного процесса в адаптации в новой среде, формировании учебных навыков, навыков адаптивного поведения. ассистент (помощник) - лицо, оказывающее обучающимся (воспитанникам) необходимую техническую помощь (при проведении групповых и индивидуальных коррекционных занятий), обеспечение доступа в учреждение осуществляющем образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ детей с ОВЗ. 1.5. Инклюзивное образование осуществляется в образовательной организации и может реализовываться через следующие модели: полная инклюзия - обучающиеся (воспитанники) с ОВЗ (самостоятельно или в сопровождении тьютора) посещают образовательную организацию наряду со сверстниками, не имеющими нарушений развития, и обучаются по АООП, в соответствии с учебным планом, а также могут посещать кружки, внеклассные общешкольные мероприятия, праздники, развлечения и др.; частичная инклюзия - обучающиеся (воспитанники) с ОВЗ совмещают обучение по индивидуальному учебному плану с посещением образовательной организации и обучаются по АООП, по индивидуальным учебным планам по согласованию с родителями (законными представителями), а также посещают индивидуальные занятия в образовательной организации, участвуют в режимных моментах, праздничных мероприятиях, развлечениях совместно с детьми, не имеющими 3 нарушений в развитии. Ребенок с ОВЗ может посещать кружки, внеклассные мероприятия, если это не противоречит рекомендациям психолого-медикопедагогической комиссии (консилиума образовательного учреждения). 2. Организация инклюзивного образования 2.1. Организация обучения детей с ОВЗ в образовательной организации осуществляется в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». 2.2. Инклюзивно могут обучаться дети, получившие коллегиальное заключение ПМПК с установленным статусом (ребенок с ОВЗ) на любом уровне образования (начального общего, основного общего и среднего общего образования) по заявлению родителей (законных представителей). 2.3. Для организации инклюзивного образования в организации для обучающихся с ОВЗ необходимо иметь заявление родителей (законных представителей) в соответствии с прилагаемой формой, заключение ПМПК с рекомендациями о формах обучения и организации образования о программе обучения, форме получения образования, степени включенности ребенка в образовательный процесс, варианте стандарта обучения (для обучающихся по ФГОС для детей с ОВЗ и ФГОС для детей с интеллектуальными нарушениями), организация учебного и внеучебного пространства и психолого-медико-педагогического сопровождения. 2.4. Порядок приема граждан на инклюзивном обучении осуществляется в соответствии с действующим законодательством. 2.5. Для организации инклюзивного образовательного процесса в образовательной организации необходимо наличие: положения об инклюзивном образовании в образовательной организации; образовательной программы организации, отражающей основные принципы и содержание инклюзивного образования, а также имеющей соответствующий раздел по работе с детьми с ОВЗ; заключения ПМПК; адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ; 4 письменного согласия родителя (законного представителя) на получение его ребенком образования по адаптированной программе; дорожной карты мероприятий по организации территориальной доступности для детей с ОВЗ; программы коррекционной работы с детьми ОВЗ; плана воспитательной работы организации, включающего в себя мероприятия, направленные на воспитание у обучающихся, педагогов и родителей гуманного отношения к детям с ОВЗ (по формированию инклюзивной культуры); результатов мониторинговых исследований, опросов, анкетирования с целью изучения общественного мнения по вопросам инклюзивного образования и др. 2.6. При изменении состояния здоровья обучающихся возможны внесения изменений в АООП в соответствии с рекомендациями ПМПК и по согласованию с родителями (законными представителями). 2.7. АООП разрабатывается группой (комиссией) педагогических работников и утверждается педагогическим советом образовательной организации. В АООП регулярно вносятся изменения на основе данных о динамике ребенка. 2.8. Инклюзивное образование для детей с ОВЗ школьного возраста может быть организовано в форме совместного обучения детей с ОВЗ и детей, не имеющих данных ограничений, в одном классе (инклюзивное обучение) образовательной организации, реализующей основные образовательные программы, если это не препятствует успешному освоению образовательных программ всеми обучающимися. Численность детей с ОВЗ, обучающихся в таком классе, не может превышать 2 человека. Обучение детей с ОВЗ школьного возраста по основным общеобразовательным программам должно учитывать программу коррекционной работы, являющейся разделом основной образовательной программы общего образования МБОУ г. Керчи РК «Школа №2». 2.8.1. Программа коррекционной работы должна быть направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ОВЗ и оказании помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы общего образования. 2.8.2. С учетом психофизиологической особенности обучающегося с ОВЗ могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, включающие график обучения, учебную нагрузку, сроки освоения ими 5 общеобразовательных (либо основных общеобразовательных) программ, а также условия его аттестации. Индивидуальные учебные планы утверждаются Педагогическим советом МБОУ г. Керчи РК «Школа №2» реализация индивидуальных учебных планов при необходимости сопровождается поддержкой ассистента (тьютора) МБОУ г. Керчи РК «Школа №2». 2.8.3. В индивидуальный учебный план включается коррекционный блок, представленный индивидуальными и групповыми занятиями с учетом первичного нарушения и особых образовательных потребностей. 2.8.4. Образовательная деятельность по образовательным программам, в том числе адаптированным основным общеобразовательным программам, организуется в соответствии с расписанием учебных занятий, которые определяются образовательной организацией. 2.9. Промежуточная аттестация, перевод в следующий класс, государственная (итоговая) аттестация выпускников 9, 11 (12) классов, обучающихся инклюзивно, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», и иными соответствующими нормативными актами. Контроль за своевременным проведением занятий, выполнением учебных программ осуществляет МБОУ г. Керчи РК «Школа №2» 2.10. Этапы реализации инклюзивного образования: 2.10.1. Предварительный этап: предварительная оценка образовательных потребностей ребенка и запроса родителей; определение учителя и класса, в который поступает обучающий с ОВЗ; определение специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение обучающегося с ОВЗ; заключение договора с родителями и зачисление обучающегося с ОВЗ в образовательную организацию. 2.10.2. Диагностический: изучение результатов комплексного психолого-педагогического обследования (организация диагностической работы учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения в режиме взаимодействия, обсуждение психолого- медико-педагогического заключения); описание необходимых обучающемуся с ОВЗ специальных образовательных условий с учетом возможностей и дефицитов. 6 2.10.3. Разработка адаптированной образовательной программы: проектирование необходимых структурных составляющих АООП: титульный лист, пояснительная записка, содержание программы, основные требования к результатам реализации АООП, система контрольноизмерительных материалов (более подробная структура АООП в приложении 1). 2.11. Посещение уроков и индивидуальных занятий может быть организовано как в образовательной организации, в которой обучается ребенок, так и через сетевое взаимодействие с привлечением ресурсов иных организаций, что должно быть отражено в адаптированной образовательной программе. 2.12. Ответственность за жизнь и здоровье обучающихся с ОВЗ во время образовательного процесса несет образовательная организация. 3. Организация аттестации возможностями здоровья обучающихся с ограниченными 3.1. Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины образовательной программы, сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией обучающихся. Формы, периодичность и порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся определяются МБОУ г. Керчи РК «Школа №2» самостоятельно (п.19 раздела 2 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (утверждена приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1015) 3.2. Освоение обучающимися основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования завершается государственной итоговой аттестацией, которая является обязательной. 3.3. Государственная итоговая аттестация детей с ОВЗ проводится в обстановке, исключающей влияние негативных факторов на состояние их здоровья, и в условиях, отвечающих психофизическим особенностям и состоянию здоровья выпускников в соответствии с 7 федеральным законодательством. 3.4. Дети с ОВЗ, получившие образование в форме инклюзивного образования и успешно прошедшие государственную итоговую аттестацию по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, получают аттестат об основном общем или среднем общем образовании, подтверждающий получение общего образования соответствующего уровня (п.20 раздела 2 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1015) 4.Психолого-педагогическое сопровождение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, обучающегося в форме инклюзивного образования 4.1.Диагностико-коррекционноепсихолого-медикопедагогическоесопровождение обучающихся с ОВЗ в общеобразовательном учреждении осуществляется школьный психолого-педагогический консилиум (ППк) 4.2. Специалисты ППк: - осуществляют психолого-медико-педагогическое обследование детей с ОВЗ; - определяют возможности инклюзии конкретного ребенка, условий и форм инклюзии; - проводят предварительную работу с обучающимися, родителями (законными представителями), педагогическими работниками общеобразовательного учреждения, направленную на подготовку к организации инклюзивного образования в данной организации; - разрабатывают совместно с педагогами индивидуальные образовательные маршруты; - отслеживают эффективность обучения детей с ОВЗ по программе, рекомендованной ПМПК; - организуют систематическое сопровождение образовательного процесса в условиях инклюзии; - осуществляют анализ выполненных рекомендаций всеми участниками процесса инклюзии; 8 - согласуют со специалистами ПМПК оценку результатов обучения. 4.3. Комплексное сопровождение детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения осуществляют педагог-психолог, социальный педагог, учитель, ассистент (тьютор). 4.4. Результаты адаптации, продвижения в развитии и личностном росте обучающихся, формирования навыков образовательной деятельности, освоение образовательных программ, показатели функционального состояния их здоровья фиксируются в документации ППк. 4.5. В случае отсутствия специалистов сопровождения, невозможности введения в штатное расписание общеобразовательного учреждения ставок специалистов квалифицированная психолого-педагогическая коррекционная поддержка может оказываться на основе договора со специальным (коррекционным) образовательным учреждением, учреждением для детей, нуждающихся в психолого-медикопедагогической помощи. 5. Методическая поддержка 5.1. Методическое обеспечение, консультационное сопровождение, общую координацию деятельности образовательной организации в организации инклюзивного образования оказывает муниципальный орган управления в сфере образования. 6. Вступление в силу, внесение изменений и дополнений в настоящее положение 6.1. Срок действия данного Порядка не ограничен. 6.2. При изменении нормативных правовых документов, регламентирующих деятельность муниципальных органов образования и образовательных организаций, в Положение вносятся изменения в соответствии с законодательством в установленном порядке. 5.2. Положение вступает в силу с момента его утверждения в МБОУ г. Керчи РК «Школа №2» в установленном порядке. 9