Адаптированная основная общеобразовательная программа НОО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
Описание образовательной программы
Адаптированная основная
общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с
тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР) – это образовательная программа,
адаптированная для обучения детей с ТНР с учетом особенностей их
психофизического и речевого развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая
коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Программа направлена на формирование у них
общей культуры, обеспечиваю щей разностороннее развитие их личности
(нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое),
овладение учебной деятельностью в соответствии с принятыми в семье и обществе
духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
Вариант
5.1. предполагает обучение в общеобразовательном
классе по общей программе при обязательном наличии логопедического
сопровождения, осуществляемого в совместной работе учителя-логопеда с учителем.
Предназначен для обучающихся с фонетико-фонематическим или фонетическим
недоразвитием речи (сложная дислалия; легкая степень выраженности дизартрии,
заикания; ринолалия), дети с общим недоразвитием речи III — IV уровней речевого
развития (выделенных Р.Е. Левиной и Т.Б. Филичевой), у которых, как правило,
оказываются нарушенными все компоненты языка, дети с нарушениями чтения и
письма при сохранном интеллекте.
Вариант
5.2. предназначен для обучающихся с тяжелыми
нарушениями речи, находящихся на II и III уровнях речевого развития (по Р.Е.
Левиной), являющихся следствием алалии, афазии, дизартрии, ринолалии, заикания.
Показанием для выбора этого варианта являются также тяжелые нарушения чтения и
письма. Рекомендуется обучающимся, не имеющим общего недоразвития речи при
тяжелой степени выраженности заикания, однако для них дополнительный год
обучения в первом классе не предусматривается.